Украинская экономика: поствыборные вердикты
Усиление президентских полномочий после отмены политреформы-2004, безусловно, снизило влияние парламента на экономические процессы в государстве (по крайней мере, с кадровой точки зрения), но не нивелировало его. Гипотетическое формирование в Верховной Раде антипрезидентского большинства по итогам народного волеизъявления могло бы если не полностью изменить экономическую модель, реализуемую менеджерами резидента Банковой, то хотя бы существенно скорректировать ее.
Еще перед голосованием 28 октября ZN.UA предложило ведущим аналитикам из инвестиционных компаний, банков, независимых исследовательских институтов спрогнозировать, как трансформируются экономика и экономическая политика государства по результатам выборов. Оценки специалистов, естественно, значительно отличались. Но если свести их к общему знаменателю, получается, что часть изменений была запрограммирована независимо от окончательных результатов недавних выборов.
Рецессия под новогоднюю елку?
В краткосрочной перспективе (до конца года) новый парламент вряд ли сможет переломить не очень положительные макроэкономические тренды, проявившиеся в последнее время.
На текущей неделе первым сигналом того, что Украина все больше «погружается» в зону турбулентности, стали призывы Николая Азарова к партиям консолидироваться для борьбы с кризисом. «Надо завершать бесплодную дискуссию и работать над развитием модернизации государства, на его обновление», — сказал глава правительства. После этих заявлений Госстат с небольшой паузой сообщил, что впервые с 2009 года в третьем квартале украинский ВВП сократился относительно соответствующего периода 2011-го на 1,3% (в первом квартале было +2%, во втором — +3%). А НБУ оценил рост экономики за девять месяцев на «немного ниже» 1,5% (за шесть месяцев — 2,5%; за семь месяцев — 2%; за восемь месяцев — 1,5%).
Формально Украина войдет в рецессию, если ВВП сократится и в четвертом квартале. Специалисты этого не исключают. Интригой же остается то, выйдет ли экономика по итогам года хотя бы на «ноль».
По прогнозам первого заместителя главы президентской администрации Ирины Акимовой, в 2012-м экономика вырастет на 2% (до сих пор действующий правительственный прогноз — 3,9%). Большинство опрошенных ZN.UA экспертов также ожидают, что ВВП будет в «плюсе», но меньшем. По оценкам экономиста ИК «Тройка Диалог Украина» Ирины Пионтковской, он увеличится на 1—1,5%, начальника отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрия Сологуба — на 1%. Руководитель аналитического отдела «Арт-Капитал» Игорь Путилин прогнозирует рост на 0,5%, старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь — на 0,2%. В то время как управляющий инвестиционными и пенсионными фондами «КИНТО» Николай Мягкий не исключает, что ВВП сократится на 0,2%, руководитель аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрей Шевчишин — на 0,6%, управляющий партнер Capital Times Эрик Найман ожидает нулевой показатель. Эти прогнозы специалисты считают наиболее вероятным сценарием.
На предложение смоделировать динамику ВВП в случае негативного развития откликнулись не все. Среди озвученных вариантов самый пессимистический — минус 1,2% (А.Шевчишин — «в случае глубокой девальвации»). Если говорить об оптимистических, то максимальная оценка — 1,9% (директор по инвестициям Concorde Capital Андрей Герус).
Дальнейшая динамика экономики Украины традиционно зависит от международных факторов. А здесь наблюдаются разнонаправленные тренды. С одной стороны, безработица в еврозоне достигла рекордных 11,6%. С другой — как подчеркивали в НБУ, в том числе благодаря внешним факторам в сентябре падение объемов металлургического производства замедлилось до 9,4% с 12,5% — в августе. Аналитики же Sberbank Investment Research ожидают, что до конца года внешняя конъюнктура для Украины не ухудшится (их прогноз относительно ВВП — +1,5%).
Есть ли возможность переломить тренд за счет внутренних факторов? «Палочкой-выручалочкой» здесь могла бы стать активизация кредитования. Вливание средств, к примеру, в строительство (в сентябре спад увеличился с 8 до 9,1%) создало бы еще и мультипликаторный эффект для ряда смежных отраслей. А кредитный разогрев потребительского спроса на автомобили украинского производства (сборки?) помог бы поддержать на плаву машиностроение (в сентябре спад усилился с 7,4 до 20,1% из-за введения в России утилизационного сбора, что и потянуло вниз все промпроизводство до 7%).
Что мешает банкам пойти по этому пути? Препятствий традиционно много. Но на текущий момент одними из самых актуальных называют нехватку и дороговизну гривни, из-за чего средневзвешенная ставка по кредитам овернайт на межбанке достигла почти 50% (в отдельных случаях стоимость ресурсов составляла 80—100% годовых). По словам финансистов, это обусловлено как монетарной политикой регулятора, направленной на поддержку курсовой стабильности, так и девальвационными ожиданиями бизнеса и населения, которые снимают средства со своих гривневых счетов (в основном переводя в валютные), недоверием между участникам рынка, политической нестабильностью и т.д. «Шаги регулятора по упрощению доступа банков к рефинансированию могли бы стабилизировать ситуацию», — считает казначей, член правления «Дочернего банка „Сбербанка России“ Дмитрий Золотько.
О курсовой гимнастике
Большинство финансистов также указывают на то, что оздоровить экономику в целом и укрепить банковский сектор мог бы переход НБУ к более гибкому курсообразованию. Благодаря „плавающему“ режиму, у регулятора расширились бы возможности для проведения более эффективной монетарной политики, одним из последствий которой было бы и удешевление кредитов.
Как подчеркивает аналитик „Эрсте Банка“ Марьян Заблоцкий, в мире только 34 страны соблюдают политику фиксированного курса к доллару США. „Часть из них являются экспортерами нефти (Катар, ОАЭ, Венесуэла, Туркменистан), а часть фактически пользуются долларом в расчетах, поскольку их экономики очень слабые для существования собственной валюты (Зимбабве, Эритрея). Украина единственная среди стран бывшего СССР, кроме Туркменистана, все еще выдерживает жесткую привязку к американской валюте“, — уточняет специалист.
Эксперты констатируют, что после выборов у курса есть шанс стать более гибким. И дело здесь не только в том, что это одно из ключевых требований МВФ. Политически реализовать уже назревшую инициативу после
28 октября будет проще. Хотя специалисты все как один убеждены в том, что «свободного плавания» на валютном рынке в ближайшей перспективе не будет, ведь и слишком высокая волатильность курса была бы очень вредной (если не разрушительной) для экономики. Напомним, что в сентябре директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики НБУ Сергей Кораблин публично убеждал, что постепенный переход к плавающему курсу «не означает, что мы (НБУ) встанем и выйдем из зала». Как считает И.Путилин, регулятор будет следить за тем, чтобы диапазон курсовых колебаний не превышал плюс-минус 5%.
Какие риски для экономики несет более гибкая политика? Очевидно, что базовый из них — «односторонняя» гибкость, то есть движения курса гривни вниз. Как отмечает казначей банка «Финансы и кредит» Александр Александров, это может повысить спрос на валюту и стоимость гривневого ресурса на рынке, плюс как следствие — ограничить кредитование реального сектора. Кроме этого, переведение вкладов физлиц в валюту дополнительно увеличило бы короткую позицию банков (превышение валютных пассивов над валютными активами. — Ред.). А это уже дополнительные финансовые риски для банков.
Напомним, что, как неоднократно отмечали банкиры, нынешние регламенты расчетов валютной позиции побуждают банки формировать резервы под валютные кредиты в гривне. Из-за этого ослабление гривни даже на несколько копеек может нанести участнику рынка миллионные убытки.
Вместе с тем в этом контексте Д.Сологуб обращает внимание на то, что за последние полгода банки в несколько раз уменьшили размер короткой валютной позиции благодаря приобретению индексированных облигаций (весной НБУ позволил учитывать их в резервах), списанию проблемных кредитов в валюте и т.п. По мнению эксперта, если НБУ постепенно будет изменять курс гривни, это «также создаст для банков запас времени для того, чтобы окончательно решить эту проблему (короткой позиции. — Ред.)». «Наиболее позитивным эффектом перехода к более гибкому курсообразованию станет улучшение ситуации с ликвидностью, постепенная дедолларизация, в рамках которой будет постепенно увеличиваться доля кредитов и депозитов в национальной валюте», — отметил начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль».
Как спрогнозировал на условиях анонимности один из авторитетных отечественных банкиров, способствовать снижению ставок на ресурсном рынке на 4—6% уже в краткосрочной перспективе могла бы официальная информация регулятора о 10-процентном «коридоре» колебания курса (на 5% в сторону как уменьшения, так и увеличения).
«Более значительное снижение курса приведет к панике и неконтролируемой девальвации. Но начинать „плавание“ необходимо сразу с 10%. Хотя этот путь и непопулярный, но его надо пройти. Без этого все будут сидеть в валюте и ждать девальвации. А без кредитования экономики банковская система не выживет. На „чайниках и микроволновках“ мы далеко не заедем. Потребительские кредиты — этот вопрос одного-двух лет. А дальше? Чем раньше НБУ и Минфин к этому придут, тем здоровее будет экономика через два-три года», — сказал собеседник ZN.UA.
Среди опрошенных ZN.UA экспертов наиболее пессимистический курсовой прогноз по итогам года — это 8,8—9 грн./долл. А самым вероятным сценарием называют диапазон 8,3—8,5 грн./долл.
Дефицит бюджета для власти не страшен?
По мнению И.Пионтковской, в случае формирования пропрезидентского большинства (наиболее сейчас вероятного) бюджетная политика государства будет и в дальнейшем довольно сдержанной и направленной, хотя бы номинально, на сокращение дефицита госказны, что будет означать увеличение соцстандартов на уровне не выше инфляции.
Понятно, что дальнейшее охлаждение экономики только усилит риски невыполнения госбюджета, который, как отмечалось выше, рассчитывался при прогнозе роста ВВП на 3,9% и инфляции 7,9%. По данным Минфина, за три квартала бюджетный дефицит составил 24,38 млрд. грн. (предельный показатель на 2012 год установлен на уровне 31,13 млрд. грн.). На прошлой неделе В.Янукович отмечал, что Украина имеет «плановый дефицит бюджета 2,5%».
Большинство опрошенных ZN.UA специалистов склоняются к тому, что дефицит по итогам года составит 3—3,5%. Как уточняет Н.Мягкий, недовыполнение доходной части достигнет 20—30 млрд. грн. Означает ли это, что власти (в т.ч. парламенту — старому или новому) придется прибегнуть к секвестру? По мнению директора департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артема Рудика, чтобы этот вопрос был поднят, в экономике должно произойти серьезное негативное событие. «Сегодня не вижу предпосылок для этого», — уточняет эксперт.
Специалист считает, что показатель выполнения доходной части бюджета по итогам года будет близким к 100%. Наверстать же определенное отставание при необходимости можно будет с помощью политических решений, которые прежде всего не порадуют бизнес. По словам А.Рудика, исходя из практики прошлых лет, поддержать бюджет могут, например, авансовые платежи, переплаты по налогу на прибыль и/или (даже в большей степени) уменьшение возмещения НДС. «Сейчас план по возмещению НДС выполняется, поэтому у правительства есть некоторый люфт», — отмечает он.
Экономист также напоминает, что к концу года приток поступлений в госказну традиционно ускоряется.
Кроме этого, поспособствовать этому процессу может ожидаемый рост таможенных платежей и вероятное ускорение инфляции в ноябре-декабре (по итогам сентября — 0,1%). По мнению А.Шевчишина, по итогам года инфляция может составить 3,5%, И.Путилин, И.Пионтковская и А.Жолудь считают, что 3%, Д.Сологуб прогнозирует 2,5%.
Заглядывая в 2013-й
Как подчеркивает старший советник «Альфа-Банка» Роман Шпек, одобренный правительством на 2013 год показатель роста ВВП в 4,5% является оптимистичным. «Но здесь важно понять — 4,5% к какой базе? Если к 1,5 трлн., содержащемуся в прогнозе на этот год, то реакция инвесторов и реакция банкиров однозначная — это невозможно. Если к неофициальному экспертному уточненному прогнозу на этот год, что ВВП будет на уровне 1,43 трлн., то показатель номинального ВВП-2013 на основании роста на 4,5% тоже оптимистичный, но уже не кажется нереальным», — уточняет специалист.
Опрошенные ZN.UA специалисты склоняются к тому, что в 2013 году ВВП вырастет на 2—3,5%. Причем, как уточняет А.Шевчишин, восстановление в первом полугодии будет слабым, а рост во втором будет обусловлен прежде всего низкой базой сравнения. Д.Сологуб добавляет, что ситуация в мировой экономике при этом будет не слишком благоприятной для Украины. Оценивая же изменения в экономической активности населения, А.Жолудь прогнозирует замедление потребления из-за низких темпов роста доходов при любых верховно-радовских раскладах.
Что же касается инфляции, то прогнозная «вилка» немаленькая — от 5 до 9%. Но, как видно, при этом эксперты единодушны во мнении, что в 2013-м увеличение потребительских цен ускорится, в том числе из-за повышения тарифов на услуги ЖКХ. Последнее, что бы там ни говорили уважаемые члены правительства, экономисты рассматривают как почти неизбежный шаг. Ведь доведение тарифов до более экономически обоснованного уровня — это не только требование МВФ, но и необходимая ради сбалансирования госфинансов и ситуации в НАК «Нафтогаз Украины» мера. Что же касается вашингтонских кредиторов последней надежды, то возобновление возможности финансирования с их стороны означало бы формирование той самой подушки безопасности, которой сейчас так не хватает отечественным госфинансам. При этом А.Шевчишин и А.Жолудь еще до выборов были убеждены — программа сотрудничества с фондом будет возобновлена независимо от их окончательных результатов. Куда МВФ (или украинская власть) денется?..