Украина – МВФ: возможен ли развод?
Свою точку зрения на практически "вечную" проблемы высказал Валентин Егоров, кандидат экономических наук, тьютор курса «Экономика» Эдинбургской бизнес-школы в Восточной Европе
Визиты в Украину официальных миссий Международного валютного фонда традиционно активизируют полемику относительно целесообразности кредитных заимствований у этой организации. 5 сентября завершила работу очередная группа экспертов МВФ, которая, по словам главы украинского правительства, носила чисто «технический» характер. Главная цель проверки состояла в оценке соответствия основных параметров проекта госбюджета Украины на 2013 год тем рекомендациям, которые сопровождали предоставление нашей стране кредитов Stend-by в 2008 – 2010 годах.
Предистория последнего визита миссии МВФ хорошо известна. Договоренности о предоставлении кредитов по программе Stend-by для преодоления последствий мирового экономического кризиса, оздоровления платежного баланса страны, проведения структурных реформ были достигнуты в 2008 году. Суммарный объем траншей по этой программе до 2010 года составил более 10 млрд долларов США. В начале 2010 года их выплата была приостановлена по причине невыполнения Украиной ряда рекомендаций МВФ. Отход от намеченных мер привел к ухудшению важных макроэкономических показателей и малоэффективному использованию кредитов. Полученные средства направлялись не столько в реальный сектор экономики, сколько – на спасение избранных украинских коммерческих банков. Отчасти это позволило отодвинуть угрозу дефолта и выполнить обязательства перед иностранными кредиторами: суммарная внешняя задолженность коммерческих банков за прошедший период уменьшилась почти в два раза (по данным НБУ, с более, чем 42 млрд долларов до 24 млрд долларов). Зато валовый внешний долг Украины за тот же период вырос со 102 млрд долларов до 127 млрд долларов, что значительно усилило финансовую нагрузку на госбюджет.
Возобновление траншей в июне 2010 года на новых условиях (суммарный объем кредитования более 15 млрд долларов) казалось бы расчистило завалы на пути сотрудничества между Украиной и МВФ. Однако вскоре выплаты были приостановлены. Сегодняшние претензии МВФ к Украине можно сформулировать кратко: торможение реальных реформ после ощутимой экономической динамики в 2010-11 годах. Первостепенными практическими задачами, которые нужно решать (по мнению МВФ), являются: реформа налогообложения, реформа в энергетике (сбалансировать доходы и расходы Нафтогаза Украины, поднять тарифы на газ для населения на 32%), реформы ЖКХ, повышение гибкости регулирования курса национальной валюты, обеспечение планового уровня дефицита государственного бюджета (в пределах 3%).
Реакция Кабмина на такие рекомендации выглядит достаточно резкой: «Мы знаем как сформировать реалистичный бюджет и можем обойтись без кредитов МВФ, о чем свидетельствуют последние два года». Не столь категоричен председатель Совета НБУ, органа отвечающего за осуществление денежно-кредитной политики в стране: « В интересах нашей экономики возобновить сотрудничество с МВФ».
Может ли сегодня идти речь о полном сворачивании сотрудничества Украины с МВФ? Безоговорочно утвердительно отвечают на этот вопрос, пожалуй, только украинские коммунисты. Их риторика традиционна: проамериканские интересы МВФ, неэффективность антикризисных рекомендаций, усиление финансовой зависимости получателей кредитов от развитых капиталистических стран, понижение жизненного уровня населения стран-заемщиков в результате повышения налогов, тарифов и блокирования роста заработной платы.
Следует признать, что в целом ряде кризисных ситуаций финансовая помощь МВФ развивающимся странам имела достаточно противоречивые последствия в краткосрочном и среднесрочном периодах. Но в большинстве случаев оказывалась стратегически правильной в долговременном периоде. Взвешенный подход к анализу деятельности МВФ и практических результатов, достигнутых со времени его формирования в 1944 – 47 годах, свидетельствует о его действенности, как регулятора сложной системы мировых финансов.
Почему отказ Украины от сотрудничества с МВФ может привести к очевидным негативным последствиям в экономике (и как следствие, — в социальной и политической сферах жизни общества)? Попробуем привести основные аргументы:
1) общие
— ни одна страна с переходной экономикой (включая республики бывшего СССР) не смогла осуществить рыночные реформы без внешних заимствований, большую часть которых составляют кредиты МВФ;
— отказ от сотрудничества с МВФ обесценивает участие страны в других международных и политических организациях, осложняет ее экономическую интеграцию, выталкивает в зону перифирийных международных финансовых связей;
2) специфические
— ссылка на развитие экономики Украины без кредитов МВФ в последние 2 года не может служить доказательством самодостаточности отечественных финансов. В 2010 – 11 годах Украина успела получить транши МВФ на сумму около 5 млрд. долларов, срок возврата которых наступит именно в конце 2012 и в 2013-14 годах;
— предоставляемые МВФ кредиты являются наиболее дешевыми на внешних рынках. Альтернативные МВФ кредиты могут быть получены на условиях в два и более раз повышающих цену кредита (в том числе и кредиты ЕврАзЭС, увязанные к тому же с жесткими политическими условиями).
В контексте приведенных аргументов замораживание сотрудничества между Украиной и МВФ следует воспринимать как временную паузу. По мнению экспертов, ее временные рамки четко очерчены завершением избирательной компании. С большой вероятностью можно ожидать оживления двухсторонних отношений еще в текущем году.
Источник: segodnya.ua