У покупателя при получении бонусов от продавца возникают налоговые обязательства по НДС
При предоставлении продавцом вознаграждения покупателю в связи с достижением определенных объемов поставки товаров объектом налогообложения являются маркетинговые услуги.
У покупателя при получении мотивационных выплат (бонусов) от продавца в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, возникают налоговые обязательства по НДС на сумму полученных мотивационных выплат. К такому выводу пришла ГФС в письме № 22983/6/99-95-42-01-15.
Напомним, согласно пп… 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности налогоплательщика в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управлении движения продукции к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в пределах хоздеятельности такого налогоплательщика.
Одним из методов, которые используются поставщиками для продвижения товаров на рынке, является уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, приобретающих товары у поставщика, и осуществляющих их сбыт (дистрибьюторы)). Эти мотивационные выплаты являются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в рамках своей основной деятельности и способствуют оживлению сбыта товаров поставщика, стимулируют продвижение товаров в каналах дистрибуции.
Поскольку мотивационные и стимулирующие выплаты, которые уплачиваются официальным дистрибьютором (в частности, за точность закупочных прогнозов, выполнение согласованного плана закупок, соблюдения ассортимента товаров), направляются на стимулирование сбыта продукции, такие расходы относятся к маркетинговым услугам.
Согласно п. 185.1 ст. 185 НК объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НК.
Согласно пп. 14.1.185 п. 14.1 ст. 14 НК поставка услуг — любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставление других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.
Следовательно, при предоставлении продавцом вознаграждения покупателю в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, объектом налогообложения НДС являются маркетинговые услуги, которые предоставляются покупателем, а мотивационные и стимулирующие выплаты, в свою очередь, являются компенсацией стоимости таких услуг.