«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Трансфертное ценообразование для украинского бизнеса

Трансфертное ценообразование для украинского бизнеса

Выведение денежных средств и совершение сделок через офшорные зоны — большая проблема для многих государств.  Актуален этот вопрос и для Украины. Пользуясь несовершенством законодательства, компании совершали легальные, с  юридической точки зрения, сделки, которые, де-факто, являлись махинациями, поскольку преследовали единственную  цель — скрыть реальную сумму прибыли и, соответственно, уменьшить сумму налоговых выплат.

Самая известная схема проста и незатейлива! Вы регистрируете фирму, скажем, на Британских Виргинских Островах,  где налоги — вещь весьма условная. И продаете ей свой товар, условно говоря, за два долллара. Соответственно, и в  украинскую казну идут отчисления с этих смехотворных сумм. А потом фирма-посредник продаёт этот товар  настоящему покупателю уже по коммерческой цене, например, за двести долларов. Таким образом, для бизнеса сумма  налогов и прочих накладных расходов оказывалась на порядок меньше, но государство при этом теряло миллиардные  суммы.

Несмотря на простоту и бесхитростность, такие схемы процветали у нас довольно долго. Минимальные средства борьбы  с ними были прописаны в Налоговом Кодексе, но их явно было недостаточно. Поэтому в 2013 году был принят"Закон о  трансфертном ценообразовании" Он определял круг "контролируемых  операций", которые Налоговая Инспекция будет проверять на предмет честности и объективности указанных цен и,  соответственно, налоговых выплат.

Разумееется, туда попали все сделки, проведенные через страны с низконалоговой юрисдикцией (то есть, те самые  офшорные зоны). Остальные экспортные сделки рассматривались только если они были заключены со "связанными  лицами". Согласно определению Закона, это "юридические или физические лица, отношения между которыми могут  влиять на условия и экономические результаты их деятельности". Подробный перечень этих лиц был определен в  десяти пунктах — в основном, туда были включены случаи, когда организацией-контрагентом может управлять  полностью или частично один и тот же владелец либо кто-то из его близких родственников. Впрочем, действие этого  Закона распространялось только на сделки, годовой объем которых начинался от 50 млн грн. Так что мелкий и средний  бизнес это практически не затрагивало.

Принятие этого Закона бурно обсуждалось, его критиковали за излишнюю жесткость и давление на бизнес. Особенно  предпринимателям не понравилась перспектива добровольно раскрывать связанных с ними контрагентов. Некоторые  эксперты даже высказывали мнение о том, что основная цель Закона не столько наполнение украинского бюджета,  сколько возможность иметь рычаги влияния на неугодных бизнесменов. Но, так или иначе, "Закон о трансфертном  ценообразовании" был принят и по его нормам мы жили весь 2014 год.

Нельзя сказать, что ему удалось полностью изжить практику выведения капитала через офшоры.  Просто схемы  сделались более затейливыми, и стало понятно,  что Закон требует доработки и более детального рассмотрения  некоторых моментов. Поэтому к началу нового налогового периода был принят Закон "О внесении изменений в  Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным  ценообразованием"  и, соответственно, в 2015 году предпринимателям придется  руководствоваться именно им.

Нужно отметить, что в новой редакции куда более жестко прописаны нормы и требования. Если в других случаях  Правительство ведет речь о том, чтобы сделать ведения бизнеса более комфортным в нашей стране, то в этом случае  оно, похоже, решило до предела закрутить гайки. Давайте посмотрим, какие основные изменения были внесены, чему  они должны противодействовать и какие дополнительные неудобства могут принести экспортерам:

1. Существенно снижены финансовые границы

"Контролируемые операции" теперь будут рассматривать при годовом обороте с одним контрагентом, начиная не с 50  млн грн, а всего от 1 млн либо 3% от дохода налогоплательщика. Попадать под Закон будут организации, общегодовой  доход которых больше 20 млн грн. Это должно работать против практики дробления сделок и выведения их, таким  образом, из-под юрисдикции Закона.

Нетрудно представить, насколько расширится круг предприятий, которые теперь будут подпадать под действие этих  проверок. Если раньше сюда относился только крупный бизнес, то, учитывая стремительную девальвацию гривны,  писать отчеты об этих операциях теперь вынуждены будут и большинство представителей среднего бизнеса. Такое  сильное снижение порога "контролируемых операций" не кажется обоснованным, потому что административный  ресурс, затраченный на проверку всех сделок до 5-10 млн грн будет явно больше, чем те "недосдачи", которые удастся  вернуть в казну. Кроме того, это окажет негативное влияние на экспорт, который наше Правительство намерено  развивать.

2. Расширен круг подконтрольных операций и связанных лиц

Включена не только юридическая, но и экономическая зависимость.  Кроме существующего перечня,"связанными  лицами" теперь считаются так же те лица, которым выдан займ, более чем в 3,5 раза превышающий их собственный  капитал. Не обошли стороной и коммисионеров, теперь операции с ними тоже контролируются. Но главное, налоговые  органы получили право в судебном порядке доказывать, так называемое, "практическое влияние", даже если  документально связь между контрагентами невозможно проследить.

Дополнения про комиссионеров кажется вполне резонным. За прошедший год действительно получили распространение  схемы, выводящие сделки из-под действия закона путем фирм-посредников, расположенных в благополучных, с точки  зрения Налоговой, странах. Но дополнение про "практическое влияние" — пугает! Сложно предугадать, что именно  могут счесть такой операцией. А ведь если Вы не отразите такую связь в отчете, то можете получить довольно  солидный штраф.

3. Отслеживается цепочки взаимосвязанных лиц

В предыдущей версии закона рассматривались только первичные операции. Теперь же Налоговая будет анализировать  дальнейшее движение товара, и если обнаружится, что последующие сделки были фиктивны и заключены только для  снижения суммы налогов, то они тоже будут отнесены к "контролируемым операциям". К ним будут относиться  случаи, когда фирма-посредник не совершает существенных функций над товаром, не вкладывает в него денежных  средств и не несет значительных рисков. Смысл этого дополнения понятен. Однако, не совсем ясно, каким образом  Налоговая собирается проверять операции, проведенные уже вне территории Украины.

4. Изменен порядок определения цены

Если раньше, в качестве основного, использовался метод сравнительного ценообразования, то теперь ввели такое  понятие как "принцип вытянутой руки".  По нему определяется, возможно ли продать этот товар по указанной цене  посторонней несвязанной фирме и возможно ли купить по аналогичной цене товар у постороннего поставщика. Кроме  того, налоговики намерены ориентироваться на показатели основных товарных бирж. На днях Министерство  экономического развития и торговли представило список рекомендованных бирж. Ни одной украинской площадки в  этом перечне нет, поэтому для учёта местных реалий, в любом случае, необходимо будет делать корректировки.  Предполагается, что к анализу цены будут подходить не формально, а рассматривая все составляющие в комплексе -  условия сделки, сроки исполнения, возможные риски и многое другое.

5. Значительно повышен срок налоговых проверок

С шести месяцев до восемнадцати, с возможностью продления еще на год. Правда, в Законе указано, что проводить  проверку можно не чаще раза в год, однако при таких её сроках, это небольшое утешение. Учитывая, что в процедуре не  ограничено время непосредственно выездной части проверки, то заблокировать работу проверяемого  налогоплательщика можно очень надолго. После этого разговоры о снижении бюрократии в нашей стране кажутся  излишне оптимистичными.

6. Штрафы

На штрафы в законе не поскупились: 100 МРОТ за неподачу или несвоевременную подачу отчета; 5% от суммы каждой  незадекларированной операции и 3% от суммы каждой операции, по которой не подана документация. Учитывая  сложность отчетов и широкое толкование круга операций, которые могут попасть в "контролируемые", можно  прогнозировать, что эта норма может стать инструментом давления со стороны недобросовестных чиновников.  Разумеется, ответственность за несоблюдение закона должна быть. Однако, хотелось бы, чтобы наша власть научилась  мотивировать бизнес соблюдать законы, пользуясь не только методом кнута, но и пряника — в виде справедливых  понятных и не вызывающих разночтений норм законодательства.

Для удобства представляем сводную таблицу принятых изменений:

Норма

Прошлая редакция

Нынешняя редакция

Принципы трансфертного ценообразования

Основным считается метод сравнительного ценообразования

Основным считается метод  "вытянутой руки", использующий показатели биржевых котировок

Определение «связанных лиц»

1. Перечень лиц, имеющих юридические основания влиять на решение контрагента (владение долей акций, участие в руководстве и т.п.)

2. Близкие родственники, владеющие теми же юридическими основаниями

Дополнения:

1. Возможность не только юридического, но и финансового влияния на контрагента

2. Налоговые Органы могут в судебном порядке обосновать  возможность«практического» влияния на контрагента при отсутствии видимых юридических и экономических связей

Перечень зарубежных контролируемых операций

1. Все операции с нерезидентами из стран с низконалоговыми юрисдикциями

2. Для остальных стран только операции со "связанными лицами"

Дополнение:

1. Операции с комиссионерами

Перечень местных контролируемых операций

1. С резидентам, находящимися на специальном режиме налогообложения

2. С резидентам, чья ставка налогообложения отличается от базовой

3. С резидентами, которые не являются плательщиками НДС или налога на прибыль

отменено

Финансовый порог

Операции с контрагентами, годовой оборот с которыми от 50 млн грн

Исполняются следующие условия:

1. Годовой доход налогоплательщика более 20 млн грн

2. Операции с контрагентом от 1 млн грн в год

Операции, проводимые посредниками

Норма отсутствует

К контролируемым операциям относятся сделки контрагентов, если эти посредники:

1. Не выполняют существенных функций

2. Не несут значительных рисков

3. Не вкладывают свои денежные средства

НЕконтролируемые операции

Норма отсутствует

1. Если товары подлежат обязательной регистрации и цена на него устанавливается государством

2. Если товар подлежит обязательной оценке, которая основана на принципе "вытянутой руки"

3. Если товар продается через аукцион, который работает по принципу "вытянутой руки"

Проверки

1. Длительность — не более 6 месяцев

2. Частота — не чаще 2 раз в год

1. Длительность — до 18 месяцев, с возможностью продления на пол-года

2. Частота — не чаще раза в год

Штрафы

1. В случае неподанного отчета — 5% от суммы всех контролируемых операций

2. В случае неподанного пакета документов — 100 МРОТ

1. В случае неподанного отчета — 100 МРОТ

2. В случае незадекларированных операций — 5% от суммы этих операций

3. В случае неподанного пакета документов — 3% от суммы операций, но не более 200 МРОТ



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

279
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...