Точка успеха: Самые дорогие стартапы мира
Мы решили разобраться, как эти успешные стартапы шли к своей цели, создавали и разрабатывали идеи, получали крупное финансирование. А для удобства – выбрали из общего списка по две компании, функционирующие в Штатах, Китае и на территории Европы.
Недавно мир облетел новый список самых дорогих стартапов, составленный Wall Street Journal совместно с VentureSource. В рейтинг попали проекты, в которые было вложено более миллиарда долларов венчурного капитала. Географически они расположены в США, Европе и Китае. Наибольшее количество участников перечня находятся в Америке.
Мы решили разобраться, как эти успешные стартапы шли к своей цели, создавали и разрабатывали идеи, получали крупное финансирование. А для удобства – выбрали из общего списка по две компании, функционирующие в Штатах, Китае и на территории Европы.
Dropbox и Palantir – золото и бронза
Самым дорогим стартапом мира в текущем году был признан уже хорошо известный всем Dropbox. Сервис представляет собой облачное хранилище данных, позволяющее пользователям загружать свою информацию в облако, иметь к ней доступ с любых устройств и без проблем делиться ей в сети. Проект построен на принципах синхронизации данных. Идея Dropbox пришла в голову его основателю и руководителю Дрю Хьюстону весьма необычно – во время автобусной поездки из Бостона в Нью-Йорк. Хьюстон захватил с собой ноутбук для работы, но забыл флеш-накопитель со всеми данными. В результате, он прямо в дороге принялся за разработку свое будущего сервиса, чтобы облегчить доступ к файлам через Интернет из любого места.
На сегодняшний день, Dropbox имеет более 200 миллионов пользователей, а его приблизительная стоимость оценивается в $10 млрд. Примечательно, что Стив Джобс когда-то не посчитал детище Дрю Хьюстона чем-то стоящим внимания, но, как показывает практика, основатель Apple ошибался. Облачный сервис хранения данных и его СЕО не собираются останавливаться на достигнутом. Среди самых грандиозных планов звучит даже возможность замены Dropbox жесткого диска. "Мы заменяем жесткий диск. Я не имею в виду, что, разобрав свой MacBook, вы найдете внутри Dropbox. Но то, что мы запускаем, – духовный наследник жесткого диска. Все это на самом деле для того, чтобы помочь создать ткань, связывающую ваши вещи воедино" — так говорит о своей идее сам Хьюстон.
Еще одной американской компанией, удерживающей лидирующую позицию в списке самых дорогих стартапов, является проект Palantir Technologies. Его основателем является экс-глава платежной системы PayPal Питер Тиль, а президентом – Александр Карп, дата создания – 2004 год. Стартап оценивается в $9 млрд. Эта компания специализируется на разработке систем анализа данных для спецслужб, военных и финансовых организаций. Продукт комбинирует информацию из различных источников, преобразует ее в сложную структуру, отражающую скрытые и явные связи между объектами, и представляет их в наглядном виде. Программы Palantir помогают американским спецслужбам отслеживать террористов и наркоторговцев. Услугами стартапа также пользуются банки с целью выявления кибермошенников и неплатежеспособных кредиторов. Palantir Technologies не публикует список своих клиентов, но, по данным СМИ, их разработки установлены и используются в ЦРУ, ФБР, Министерстве обороны США, Военно-воздушных силах США и т.д.
Оборот компании в 2012 году составил $300 млн. Питер Тиль – самый крупный инвестор проекта полагает, что Palantir имеет все шансы стать новым Facebook или Google и прогнозирует, что стоимость стартапа через несколько лет будет измеряться десятками миллиардов долларов.
Zalando и Spotify – ответ Европы
Одними из самых дорогостоящих европейских стартапов, попавшими в рейтинг, стали проекты Zalando и Spotify
Проект Zalando представляет собой интернет-магазин брендовой одежды и обуви. Компания была основана в 2008 году Давидом Шнейдером и Робертом Генцем. Zalando стартовал с продажи обуви, а затем расширил ассортимент за счет одежды и ювелирных украшений. Родиной стартапа является Германия, но на сегодняшний день его торговая марка широко представлена в Австрии (с 2009 года), Нидерландах, Франции (с 2010 г.), Великобритании, Италии и Швейцарии (с 2011 года). Интернет-сервис оценивается в $4,9 млрд.
Spotify – шведский сервис музыкального вещания. Запущен в 2008 году. За два года своего существования (к 2010 году) проект смог привлечь 15 млн. постоянных пользователей и около 2,5 млн. пользователей стали подписчиками платных услуг. Суть Spotify состоит в предоставлении Интернет-аудитории возможности прослушивания музыки от ведущих мировых лейблов. Пользоваться сервисом можно через специальное приложение, доступное для практически всех, в том числе и мобильных, операционных систем. После регистрации пользователь получает демо-доступ сроком на 6 месяцев, по истечении которого вводятся определенные ограничения.
Проект оценивается в $4 млрд. В общем списке Spotify занимает 7 место. Недавно стартап объявил о намерении выйти на российский музыкальный рынок.
Xiaomi и Jingdond – гиганты стартап-рынка Китая
Beijing Xiaomi Technology – компания-разработчик Android-прошивки. Создана в 2010 году Лэем Цзюнем, которого часто называют китайским "Джобсом". Проект начинал с разработки Android-прошивки MIUI, в которую все желающие могли вносить свои идеи и предложения. В 2011 году компания выпустила свой первый телефон с предустановленным MIUI, в прошлом году мир увидело уже третье поколение смартфонов Xiaomi. Продукция компании, несмотря на ее невысокую цену, отличается использованием передовых технологий. По состоянию на 2012 год стартап Лэя Цзюна имел нулевую прибыльность своего мобильного бизнеса, а уже в 2013 году его ежемесячные доходы увеличились до $3,27 млн. Xiaomi Technology оценивается в $10 млрд.
Beijing Jingdong Century Trading, больше известная как Интернет-магазин 360Buy, оценивается в $7,3 млрд. Компания основана в 2004 году и задумывалась как магнитооптический магазин. Сегодня же она, в основном, специализируется на продаже электроники, является вторым по величине интернет-магазином в Китае и владеет собственной службой доставки. В планах Jingdong – выход на IPO.