Секрет богатства
Вопреки законам экономики сегодняшние развивающиеся страны на порядок беднее, чем развитые полвека назад. В чем причина?
Причина богатства большинства процветающих государств – технический прогресс. В этих странах основная часть жителей давно переехала из сельских районов в города, в семьях немного детей, а их обучение очень эффективно. Все это способствует развитию технологий и быстрому распространению ноу‑хау.
Чтобы бедные страны стали процветающими, в них должны произойти схожие изменения. Необходимо сократить занятость в сельском хозяйстве, повысить уровень урбанизации, детей должно рождаться меньше, а учить их надо лучше и дольше. Так ли сейчас происходит?
Давайте сравним, например, Бразилию в 2010 году с Великобританией в 1960‑м. Уровень урбанизации в Бразилии равен 83%, коэффициент рождаемости – 1,8 ребенка на одну женщину, средняя продолжительность обучения рабочих – 7,2 года, на выпускников вузов приходилось 5,2% трудоспособного населения. Эти показатели лучше, чем в Великобритании 50 лет назад. Процент урбанизации – 78,4%, коэффициент рождаемости – 2,7, средняя продолжительность образования – около шести лет, а на выпускников вузов приходилось менее 2%.
Бразилия не уникальна: в сравнении с Японией, Францией, Нидерландами и Италией 1960‑го социальные показатели Колумбии, Туниса, Турции и Индонезии соответственно в наше время выглядят лучше. Более того, эти государства могут извлекать выгоды из технических инноваций последних 50 лет: компьютеров, мобильных телефонов, интернета. А значит, могут достичь более высокой производительности и должны быть богаче, чем развитые страны полвека назад.
Но на самом деле они куда беднее. ВВП на душу населения в Великобритании 1960 года на 140% выше, чем в Бразилии 2010‑го, в Японии тех времен он на 80% выше, чем в сегодняшней Колумбии, в Италии – на 470% больше, чем в нынешней Индонезии, и т. д. Почему развивающиеся страны с их более образованными и урбанизированными семьями так отстают от нынешних богатых государств по производительности, достигнутой теми полвека назад?
Ключ к разгадке кроется в неявных знаниях. Чтобы производить какие‑то товары, нужно знать, как это делать. Такое знание в значительной мере подсознательно: оно хранится не в книгах, а в головах тех, кому оно необходимо. Получить такие знания очень сложно. В основном они приобретаются с опытом работы. Именно так мы готовим музыкантов, парикмахеров, врачей и ученых. Вспомните, как много времени у взрослого человека уходит на то, чтобы овладеть иностранным языком или освоить скрипку.
Усложняет ситуацию то, что неявных знаний множество и их объем постоянно растет. Для производства большинства продуктов требуется куда больше знаний, чем может усвоить один работник. Поэтому формируются группы людей, обладающих различными частями знания, по типу симфонических оркестров.
Как получить больше неявных знаний? Это проще сказать, чем сделать. В каждой стране работники могут накапливать опыт только по тем профессиям, которые здесь уже есть. Человеку очень трудно научиться делать работу, которой до этого не существовало, не говоря уже о группах людей, пытающихся осваивать новые отрасли экономики.
Результаты исследования Центра содействия международному развитию (CID) доказывают: перемещать людей с нужным знанием эффективнее, чем учить. В работе разобран пример появления новых отраслей в немецких городах – оказалось, что в основном они появляются тогда, когда в них переезжают предприниматели и фирмы, привозящие с собой квалифицированных рабочих с нужным опытом.
Итак, одного только уровня урбанизации, обучения и проникновения интернета совершенно недостаточно для эффективной передачи неявных знаний, необходимых для повышения производительности. Вот почему этот показатель в сегодняшних развивающихся странах намного ниже, чем у богатых 50 лет назад.
Выводы для политиков очевидны. Ноу‑хау хранится в мозгах. Поэтому развивающимся странам необходимо сосредоточиться на их привлечении, а не создавать препятствия для иммиграции квалифицированной рабочей силы. Они должны поддерживать связь со своими диаспорами, привлекать прямые иностранные инвестиции в новые области и по возможности приобретать иностранные фирмы. Знания приходят вместе с людьми.