Прокурорские проверки будут осуществляться по-новому
Следующее важное новшество касается полномочий прокуроров при проведении проверок, закрепленных в ст. 21 Закона «О прокуратуре».
В законопроекте, которым предлагается изложить указанную статью в новой редакции, определено, что прокурорская проверка осуществляется только в случае проведения предварительной проверки соответствующим органом контроля, или если такая проверка не была проведена в срок.
При этом начинать проверку можно только при условии письменного уведомления проверяемой стороны.
Другими словами, чтобы начать проверку, прокурор должен вынести мотивированное постановление и обосновывать необходимость совершения конкретных действий – например, истребования документов, содержащих банковскую или коммерческую тайну. Кроме того, в законопроекте четко обозначено, что все оригиналы документов, изъятые в ходе проверки, по ее окончанию должны быть возвращены владельцам.
Действия прокурора и акт реагирования по результатам такой проверки можно будет обжаловать в суде.
Проектом Закона четко нормируются полномочия прокурора, предусмотренные ст. 20 Закона «О прокуратуре».
Например, в изменениях указано, что прокурор лишь при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов вправе беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, воинских частей, государственных предприятий, учреждений и организаций. Т. е. когда изменения будут приняты парламентом и вступят в силу, прокурор не сможет просто прийти на частное предприятие и требовать документы.
Несмотря на позитивные отзывы о законопроекте, в т. ч. и представителей прокуратуры, часть юристов, непосредственно работающих с органами прокуратуры, склонны считать, что предложенные изменения не особо повлияют на нынешнюю ситуацию.
Ведь проблема не столько в объеме прокурорских полномочий или морально устаревших актах реагирования, сколько в мировоззрении самих работников прокуратуры. И одного лишь законодательного регулирования их деятельности недостаточно, чтобы украинская прокуратура переняла лучшее из международного опыта.
Судебно-юридическая газета