При обмене информацией между ГНС и таможней о контроле за импортом товаров субъектами ВЭД перекос ид
Порядок определяет аспекты взаимодействия органов ГНС и таможенных органов при контроле (в т. ч. при планировании и проведении документальных проверок) и таможенном оформлении товаров, импортируемых на таможенную территорию Украины субъектами ВЭД, контроля за оборотом таких товаров на таможенной территории Украины.
Минфин подготовил проект Порядка взаимодействия органов государственной налоговой службы и таможенных органов при осуществлении контроля за импортом товаров субъектами внешнеэкономической деятельности, подробнее о котором читайте в материале ЮРЛИГИ: Как таможня и налоговики будут обмениваться информацией об импорте товаров субъектами ВЭД?.. Со стороны ГНС такое взаимодействие будет обеспечивать налоговая милиция.
Однако в документе прослеживается явный перекос в сторону ГНС, у которой значительно расширяется поле деятельности, считает Дмитрий Сушко.
Обмен информацией о возможных нарушениях законодательства предусмотрен в случае возникновения обоснованного сомнения относительно достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных органу ГНС или таможенному органу, в том числе поступления от таможенных и налоговых органов иностранных государств информации о неподтверждении подлинности документов, предоставленных таможенному органу или органу ГНС; др.
Для таможенного органа такой обмен информацией позволяет получать сведения Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиков в разрезе контрагентов по конкретной внешнеэкономической операции. Вероятно, такие данные могут быть востребованы при определении таможенной стоимости товара. Например, для выявления реального уровня наценки на товар, от которой зависит размер будущего роялти, который закладывается в расчет таможенной стоимости.
Критерии риска по которым будут отбираться операции подлежащие контролю в Порядке не указаны. Обозначено, что такие риски будут генерироваться программно-информационным комплексом таможенной службы. В документе только задекларировано, что проверочные работы должны быть направлены на уменьшение количества отобранных для контроля таможенных деклараций, в частности во избежание частых повторных применений мер контроля на предприятиях, если нарушений после ранее проведенных мероприятий не выявлено.
Именно руководство налоговой милиции вправе принимать решение относительно целесообразности присутствия ответственных должностных лиц органа ГНС при осуществлении таможенного досмотра товаров. Таможенный орган обязан уведомить о дате и месте таможенного оформления интересующей ГНС партии товара для присутствия сотрудника налоговой милиции. В случае не прибытия сотрудника налоговой милиции к месту нахождения подразделения таможни, принявшего контролируемую операцию в оформление, в срок не менее чем за 1 час до завершения максимального срока таможенного оформления, установленного Таможенным кодексом, таможня продолжает осуществление таможенных процедур без него.
Участие ответственного должностного лица органа ГНС при осуществлении таможенного досмотра товаров отражается в Акте о проведении осмотра (переосвидетельствования) товаров, транспортных средств, ручной клади и багажа, составленном по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012г. № 636.
Важно отметить и новшество о том, что если размер возможных правонарушений, которые привели к занижению налогового обязательства субъектов ВЭД, является достаточным для привлечения к уголовной ответственности, то соответствующие материалы направляются таможенным органом в налоговую милицию. По полученным материалам проводится проверка и принимается решения в соответствии с требованиями уголовного процессуального законодательства Украины.
Дмитрий Сушко, к.э.н., дипФР АССА, сертифицированный аудитор, судебный эксперт Министерства юстиции Украины, управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit
Источник: http://jurliga.ligazakon.ua