Почему новая налоговая конвенция с Кипром не повлияет на «любовь» украинского бизнеса к этой стране
Для этого есть, как минимум, четыре причины
5 ноября Кабмин утвердил проект новой конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром. Проект был подписан 8 ноября и сейчас ожидает своей ратификации парламентом. Сразу после его утверждения правительство отрапортовало о том, что «была закрыта офшорная утечка капитала». Пресса, подхватив эту волну, начала писать о «перекрытии офшорного канала» и каких-то хитрых схемах, якобы предложенных в проекте новой конвенции. Действительно ли утвержденный проект настолько необычен? И чем он грозит украинскому бизнесу?
На самом деле предложенная конвенция основана на Модельной конвенции ОЭСР, которая является признанным международным стандартом для таких договоров. В ней нет никаких «хитрых схем» или непредсказуемых положений. Более того, мы считаем, что новая конвенция не понизит привлекательности Кипра как юрисдикции для структурирования бизнеса, в первую очередь в силу отсутствия реальных альтернатив.
• Доступные альтернативы
Если посмотреть на список других стран, с которыми у Украины есть налоговые соглашения, ставки налога на репатриацию средств в такие страны редко где будут более низкими, чем в предлагаемой кипрской конвенции. Да, есть исключения, когда другие страны смогли «выбить» из Украины более низкую ставку для какого-то вида дохода. Но таких немного. И ни одна из них не имеет одновременно все три ставки ниже, чем в новой кипрской конвенции.
• Вывод капитала
Многие специалисты заявили, что после изменения кипрской конвенции бизнесу стоит переориентироваться на Нидерланды. Также звучали такие альтернативы, как Великобритания и Швейцария. Эти страны действительно имеют выгодные ставки налогов согласно действующим конвенциям. Но давайте посмотрим дальше в будущее. Ведь мало «вывести» деньги в такую страну. Нужно потом их еще из нее получить. И вот тут ситуация кардинально отличается.
Мало «вывести» деньги в Нидерланды или Великобританию. Нужно потом их еще оттуда получить. И вот тут начинаются проблемы
Те же Нидерланды, при попытке выплатить из них дивиденды, захотят получить 15% налога на репатриацию. И обойти такой налог будет очень непросто – в течение последних лет в Нидерландах были перекрыты все популярные способы безналогового вывода дивидендов. Несколько «лазеек» все еще осталось, но такие структуры будут более дорогими и сложными. Да и не факт, что их не перекроют в ближайшем будущем. Аналогичные проблемы будут возникать и при выводе средств из других стран ЕС. В то же время Кипр известен своей лояльностью к выведению финансовых средств и не взимает налог на репатриацию дивидендов, процентов и роялти.
• Общий налоговый режим на Кипре
Не стоит забывать также о том, что ставка налога на прибыль на Кипре все еще является самой низкой в ЕС. Кипрские компании из-за этого – универсальный инструмент для ведения бизнеса в регионе СНГ, не являясь при этом офшором. А некоторые виды дохода имеют еще и специальные льготы и освобождения.
Другие европейские страны с лояльным налоговым режимом либо не имеют с Украиной конвенции об избежании двойного налогообложения, либо «выгодны» только для какого-то определенного вида операций (как правило, это получение дивидендов, в некоторых случаях – роялти). В то же время любые другие доходы, кроме тех, которые имеют «льготный режим», будут облагаться в такой юрисдикции по довольно высокой ставке (которая будет выше, чем действующая украинская ставка налога на прибыль).
• Продажа холдинга
Еще одна привлекательная черта Кипра – отсутствие налога на продажу акций кипрских компаний. В то же время большинство европейских государств облагают такую продажу налогом на доходы. Это значит, что собственнику бизнеса намного сложнее продать холдинг, расположенный в Нидерландах, чем кипрский. Это имеет особенно большое значение для компаний, работающих в сфере недвижимости, но может также быть немаловажным для любого другого собственника.
Бесспорно, налоговый эффект от принятия новой конвенции отрицать нельзя. Но это не означает, что теперь отечественный бизнес «уйдет» из Кипра. Также это не означает, что новый бизнес не станет ориентироваться на Кипр, а будет выбирать другую юрисдикцию.
На самом деле, скорее всего, ситуация останется прежней – Кипр будет оставаться фаворитом для украинского бизнеса. И лишь в тех случаях, когда использование Кипра будет невозможно по другим, неналоговым причинам, украинский бизнес будет идти в Нидерланды, Швейцарию либо Великобританию, что происходило и раньше. Точно так же развивалась ситуация и в России – когда там была изменена конвенция с Кипром, российский бизнес продолжил активно использовать кипрские структуры, а после недавнего исключения Кипра из российского списка офшорных зон, наоборот, активизировался в этом направлении.