Печальная история крупного агрохолдинга
Еще пару лет назад холдинг «Укрзернопром Агро» входил в двадцатку крупнейших в Украине. Материнская компания холдинга, австрийская MCB Agricole, разместила депозитарные расписки во Франкфурте, подумывала об IPO на Варшавской фондовой бирже и строила планы по освоению новых рынков. Спустя год от бизнеса почти ничего не осталось. Ценные бумаги MCB исключили из листинга, имущество ушло с молотка, основатели махнули рукой на компанию и ушли из агробизнеса. Что произошло?
Нефтетрейдер Антон Шишкин решил стать аграрием в конце 1990-х, начав со скупки мукомольных предприятий и аренды земельных угодий. На то, чтобы построить серьезный бизнес, у Шишкина и его партнеров ушло больше 10 лет. К концу 2005 года компания арендовала в среднем 25 000 га земли. «Мы поняли, что аграрный бизнес будет очень востребован», – говорил в одном из интервью управлявший этим хозяйством Евгений Ленг, которого коллеги по рынку и конкуренты называли движущей силой и главным идеологом компании.
«Укрзернопром Агро» набрал обороты во второй половине нулевых. Уже к 2011 году в его состав входило три десятка сельхозпредприятий, которые собрали 256 000 тонн зерновых и масличных (+38,4% к предыдущему году) с 94 000 га. По итогам года компания рассчитывала на выручку в $62 млн и чистую прибыль в $16,1 млн. Об этом ее представители рассказывали инвесторам: «Укрзернопром Агро» собирался провести IPO на Варшавской фондовой бирже. Опыт размещения ценных бумаг у основателей был. В 2008 году материнская компания холдинга, MCB Agricole, выпустила депозитарные расписки на 24,4% акций. Основатели выручили $56 млн, в состав акционеров вошло 70 инвестфондов. Среди них были Deutsche bank, швейцарский банк Julius Baer и другие.
У бизнесменов были большие планы в отношении Варшавской биржи. Они хотели продать за 25-33 млн евро 25,9% акций дополнительной эмиссии. Доли главы наблюдательного совета Антона Шишкина и главы правления MCB Agricole Кирилла Синцова (по 27,7%), а также члена правления Михаила Голубицкого и генерального директора «Укрзернопром Агро» Евгения Ленга (по 7,6%) сократились бы соответственно до 20,53% и 5,63%. На привлеченные деньги они собирались построить современный завод по переработке семян масличных (в основном рапса и сои).
В свое время я пытался предложить акционерам провести road show и проект будущего развития, предусматривавший вертикальную интеграцию, но его акционеры не поддержали, не смогли собрать деньги. Я сказал, что в таком случае покину пост
Евгений Ленг
Но в декабре 2011 года, казалось, налаженный механизм дал сбой. Компания отказалась от IPO, а ее бизнес стал распадаться на глазах. Весной 2012 года компанию покинул Ленг. «В свое время я пытался предложить акционерам провести road show и проект будущего развития, предусматривавший вертикальную интеграцию, но его акционеры не поддержали, не смогли собрать деньги, – пояснил Ленг. – Я сказал, что в таком случае покину пост». 55-летний бизнесмен переквалифицировался в венчурного капиталиста. Вслед за ним свои посты покинули операционный директор и директор по продажам.
Спустя несколько месяцев, в июле 2012 года, Шишкин проводил мастер-класс «История успеха». Он заявил слушателям, что продает бизнес. Правда, не очень лестно отозвался о потенциальных покупателях. «Я не скрываю того, что продаю сельскохозяйственный бизнес… На него очень большой спрос, поскольку он очень модный, – подчеркнул бизнесмен. – С моей точки зрения, люди, которые сейчас скупают сельхозактивы, во-первых, малопрофессиональны, во-вторых, не очень понимают, что это такое, но им кажется, что там зарыты миллионы и миллиарды». Как сообщил один из топ-менеджеров компании, за несколько последовавших месяцев у них на смотринах побывало шесть инвесторов, включая структуры Олега Бахматюка и Вадима Новинского. Ни с кем из них сторговаться не удалось.
Почему «Укрзернопром Агро» потерпел крах? Есть несколько версий. Основная – компании не хватало денег, а фондовый рынок, где можно было разжиться инвестициями, переживал трудные времена. По словам управляющего директора Phoenix Capital Александра Скубенко, готовившего компанию к IPO, в тот же период на Варшавскую биржу планировали выйти четыре польские компании и еще одна украинская. Не получилось ни у одной.
Другая версия – компания разочаровала инвесторов после размещения депозитарных расписок. Аналитик фонда GAIA Capital Advisors Ольга Белоножко говорит, что «Укрзернопром Агро» можно назвать квазипубличной компанией. «В ней не были готовы к диалогу с инвесторами, не могли ответить на простые вопросы по урожайности, уровню затрат на гектар», – сказала она. GAIA Capital Advisors продал акции в 2008 году. В «Укрзернопром Агро» передали Forbes, что свою деятельность не комментируют.
Не сумев привлечь финансирование, «Укрзернопром Агро» пошел ко дну. Виной всему – высокие издержки, к которым приводил рассредоточенный земельный банк. Разбросанные в 12 областях угодья компании, конечно, снижали погодные риски, но отвратительно сказывались на рентабельности: гонять технику по всей стране слишком дорого. «А инвестировать в расширение парка собственники не хотели», – констатирует знакомый с ситуацией собеседник Forbes.
Не найдя покупателя на весь бизнес, Шишкин начал распродавать его по частям. Первыми на продажу выставили перерабатывающие мощности, официально не входившие в структуру MCB Agricole в Украине – хлебные заводы и мукомольные предприятия. Желтоводский хлебокомбинат, Криворожский хлебокомбинат №1 и «Криворожхлеб» достались хлебному кировоградскому холдингу «Формула вкуса» народного депутата Александра Табалова и днепропетровскому агрохолдингу KSG Agro Сергея Касьянова. Павлоградский хлебзавод в феврале 2013 года купил холдинг «Днепромлын» бизнесмена Вадима Нестеренко. Остались еще Черниговский и Нежинский хлебзаводы. Их возможный покупатель – компания «Хлебные инвестиции» Юрия Трындюка.
По частям расходится и земельный банк. В октябре KSG сообщил о покупке восьми сельскохозяйственных предприятий, ранее входивших в «Укрзернопром Агро». За счет 20 800 га холдинг Касьянова нарастил свой земельный банк до 92 000 га. В конце февраля «Агротрейд» харьковского бизнесмена Всеволода Кожемяко сообщил об увеличении своих владений на 10 300 до 67 300 га – в том числе за счет части хозяйств Шишкина. «Другие предприятия этого холдинга мы не рассматривали и не рассматриваем. Определяющим критерием был не собственник, а географическое расположение», – объясняет директор департамента кадровой политики и связей с общественностью «Агротрейда» Александра Саенко.
Что с остальным земельным банком? «Полагаю, от него уже практически ничего не осталось», – считает один из покупателей активов «Укрзернопром Агро».
49-летнему Шишкину есть чем заняться. Он – один из инвесторов успешного торгово-развлекательного центра «Блокбастер» в Киеве, которым управляет лично. Именно в этом центре прошлым летом проходил мастер-класс «История успеха». На вопросы Forbes, высланные по электронной почте, он не ответил.