«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Основатель известного бизнес-инкубатора: Внимание инвесторов к стартапам ослабнет

Основатель известного бизнес-инкубатора: Внимание инвесторов к стартапам ослабнет

Серийный предприниматель Адео Ресси – о том, как распознать и воспитать настоящего бизнесмена

Адео Ресси основал бизнес-инкубатор Founders Institute четыре года назад. Несмотря на относительную молодость, уже в нынешнем году эта компания может стать крупнейшим инкубатором в мире: количество стартапов, созданных его выпускниками, перевалит за тысячу.

Отличие детища Ресси от других инкубаторов – глобальность: его офисы есть в 22 странах. В прошлом году начал свою работу киевский филиал. Еще одна особенность Founders Institute – методика отбора слушателей. Берут только тех, кто прошел тест на предпринимательство. Ресси уверяет, что с помощью психологического теста можно с 90%-ной вероятностью определить, насколько успешным будет тот или иной бизнесмен. По просьбе Forbes с Ресси пообщался глава наблюдательного совета бизнес-инкубатора Happy Farm Игорь Шойфот.

Академия для начинающих

– Адео, ты – знаменитость в стартаповской среде. Но все же расскажи о себе, в Украине ты пока не очень известен.

– Хорошо, давай начнем сначала. Я – серийный предприниматель. Капитализация созданных мною стартапов превышает $2 млрд. Наиболее известные компании, к которым я имел отношение: GameTrust, Тotal New York (Сейчас AOL Digital City), Exceed. Я также был членом совета директоров и инвестором X Prize Foundation, отправляющей людей в космос. Был еще ряд удачных и неудачных стартапов, например, eBusiness.com. Последние годы 99% времени я трачу на Founder Institute и 1% на сайт TheFunded. Сейчас многие говорят, что вот, мол, «модное» словечко «инкубатор». Ну, слушай, я этим «модным» делом уже сколько лет занимаюсь – 13?

– То есть ты этим занимался в те времена, когда еще нужно было объяснять, что слово «инкубатор» – это что-то, имеющее отношение к интернету?

– Инкубация бизнесов – вообще не новое дело. В Америке была масса государственных инициатив по преобразованию старых складов в индустриальные инкубаторы. Но в более или менее современном значении слова первым инновационным инкубатором был Idealab, созданный в конце 1990-х Биллом и Лэрри Гроссами. Хотя у него был другой принцип работы – братья Гроссы сами придумали большинство идей, подобрали для их реализации команды, профинансировали их, а потом помогли привлечь дополнительных инвесторов. По-настоящему современные инкубаторы все-таки начались с Y-Combinator, созданного Полом Грэмом в 2005 году. Сама идея инкубатора в нынешнем значении пошла от Пола. Но за последующие годы эта идея прошла значительный путь.
Сейчас намного проще делать продукты. Такие задачи, как построить серверную архитектуру, нанять команду, запустить прототип и продукт, упростились невероятно

– Огромный просто. Притом и в положительном, и в отрицательном значении…

– Времена, конечно, поменялись. Если в конце 1990-х основать компанию было очень легко – никто никаких опционов никому не давал, финансирование шло только через немногочисленных бизнес-ангелов, то сейчас развить компанию на порядок сложнее. Но вспомни, сколько было хищников. Сколько было случаев, когда бухгалтеры, члены команды, инвесторы залезали в карманы стартапам, воровали деньги, идеи. Больше такого нет. Инкубаторы стараются помочь, а не своровать – это здорово.

С другой стороны, сейчас намного проще делать продукты. Такие задачи, как построить серверную архитектуру, нанять команду, запустить прототип и продукт, упростились невероятно. Сейчас сотни тысяч стартапов, делающих приложения, сайты, сервисы. Большинство из них, конечно, разорятся за первые месяцы.

– Твой Founder Institute – один из самых больших инкубаторов, где-то среди пятерки крупнейших…

– Мы не просто среди пятерки, мы – крупнейший в мире инкубатор. Смотри, почему я так считаю: мы в 39 городах в 24 странах, к концу года будем в 75 городах. Мы в таких местах, куда вообще никто больше не добрался – в Колумбии, в Саудовской Аравии, в Египте, во Вьетнаме. Плюс мы самые большие по количеству стартапов – в ближайшее время Founder Institute закончит 1000-ный стартапер. И впредь собираемся столько же человек выпускать ежегодно. Мы помогли создать 10 000 рабочих мест по всему миру. Но в смысле финансирования, которое подняли старатапы, прошедшие через нас, мы пока не самые крупные, но мы еще доберемся до лидирующей строчки.

– Вы есть в Украине, но вас нет в России. Почему?

– В России миноритарные акционеры законодательно не защищены. Ну или скажем так – очень слабо защищены.

– Каково главное отличие Founder Institute от других инкубаторов?


– Ты знаешь, я сейчас расскажу то, что никогда публично не говорил. Мы уникальны в экосистеме инноваций. Вот смотри – есть, например, Startup Weekend, они помогают заронить предпринимательские надежды в сердца. А мы привлекаем людей, у которых есть желание и склонности быть предпринимателями, но они пока не знают, как. Мы как бы курс молодого бойца для них. После нашей школы ребята попадают в самые хорошие инкубаторы. Я тебе назову цифры, которых еще нигде не называл: сейчас каждая пятая компания в инкубаторе Tech Stars – это наши выпускники, у МакКлюра и Коэна в 500 Startups наших учеников – 25%.

 Мы ищем таланты

– Как тебе удалось создать такую «фабрику талантов»?

– Американский Forbes недавно написал статью о том, как мы тестируем будущих слушателей нашей программы. Мы разработали психологический тест, позволяющий довольно точно определить, насколько человек будет успешен как предприниматель. Прошедшие тестирование попадают в атмосферу, максимально близкую к реальному стартапу: работа с командой, с советом директоров, с продуктом. Вся методология учебы нацелена развивать не только стартап, а предпринимателя в стартапе.

В итоге ребята начинают вести себя как успешные предприниматели. Конечно, не все проходят этот курс. Многим мы, к сожалению, помогаем понять, что предпринимательство – не для них. У нас есть города, где обучение заканчивает только 25% ребят. Мы знаешь, что сделали? В каждом офисе повесили такую огромную кнопку: «Выход из программы», не хочешь – уходи. На всякий случай поставили «предохранитель»: «Ты уверен, что хочешь выйти?» Обратно мы уже не принимаем.

– Прямо, как в «учебке» американской морской пехоты.

– Ну, а как иначе? Ты же знаешь, каким количеством скучных и неинтересных вещей будет в реальности заниматься начинающий предприниматель – проверять, что и как сделали сотрудники, работать с финансистами, юристами и т.д. И мы заставляем наших слушателей этим заниматься на протяжении четырех месяцев. При этом заваленные рутиной, они должны постоянно принимать важные стратегические решения. Это сложно. Но в итоге 45% выпускников получают финансирование. Мы сами не инвестируем в стартапы, но мы их готовим к тому, чтоб они были успешными в привлечении денег.

– Большинство инкубаторов сами платят деньги, у тебя все наоборот – стартаперы платят тебе.

– Мы берем деньги за прохождение программы – от $500 до $1000. В Украине, кажется – $600. Это очень важно. Мы хотим, чтобы ребята чувствовали, что это не бесплатная программа, а ценный опыт, в который они инвестируют свои деньги. От инвестиций в старатапы наших учеников мы отказались: правильно, чтобы рынок решал, кто поднимет деньги, а кто нет. И этот подход себя оправдает – в Колумбии у нас девять компаний завершили первый семестр, и семь из них получили деньги, притом одна из них привлекла миллион. Для Колумбии это огромная сумма.
Мы берем деньги за прохождение программы – от $500 до $1000. В Украине – $600. Мы хотим, чтобы ребята чувствовали, что это ценный опыт, в который они инвестируют свои деньги

Хорошие компании – это основа экосистемы инноваций. Это проблема «что было раньше – курица или яйцо» – инноваций нет, потому что нет стартапов, а стартапов нет потому, что нет инвестиций, и так далее. Так вот, первый шаг – это хорошие стартапы. Я в этом уверен. В Колумбии мы создали хорошие компании – и пошли инвестиции, начались инновации.

– Расскажи о еще одном своем проекте – TheFunded.


– Это большой сайт, где предприниматели могут оценивать инвесторов. Проект родился сам собой в то время, когда в Америке лопнул интернет-«пузырь» и инвесторы стали очень жесткими, требовали для себя драконовских условий. Складывалось ощущение, что предприниматели вообще ничего не смогут никогда заработать. Маятник качнулся слишком далеко в сторону инвесторов.

Сейчас происходит противоположное – предприниматели очень разбалованы вниманием инвесторов. Например, в Чили правительство дает $50 000 за то, что ты делаешь там стартап. Я не припомню, когда обстановка для стартаперов была настолько благоприятной. Но я уверен, что так долго продолжаться не может. Маятник опять качнется в другую сторону. Мы хотим, чтобы Founder Institute был готов к любому кризису – и к этому же готовим наших стартаперов. Наша цель – успешно работать минимум 50 лет.

– Сейчас ты занят Founder Institute и TheFunded?

– И еще X Prize.

– И больше ты не инвестируешь? Не идешь в советники?
Сейчас предприниматели очень разбалованы вниманием инвесторов. Но я уверен, что так долго продолжаться не может. Маятник опять качнется в другую сторону

– Хочется. Иногда встречаешь стартап и чувствуешь, что он станет большим. Но я считаю, что мне это непозволительно, иначе у меня появятся любимчики. Это неправильно. Майк Аррингтон, когда он был владельцем TechCrunch, активно инвестировал. Я очень хорошо отношусь к Майку, но думаю, что это неверно. Нельзя. Хотя я уверен, что 6-7 наших компаний будут стоить сотни миллионов долларов, а то и больше. Исключение – приглашенные директора Founder Institute, если они хотят инвестировать – мы не против.

– Но то, что директора инвестируют, это же помогает стартапам?

– Конечно. Вот, например, у нас такое партнерство в Сингапуре – фонд Golden Gate Ventures активно сотрудничает с Founder Institute и инвестирует в наших выпускников.

– Что бы ты пожелал украинским предпринимателям?

– В Украине потрясающе талантливые ребята. Я заметил, что в этой стране распространен природный скептицизм. Я бы сказал читателям Forbes следующее: если у тебя есть мечта, неважно, где ты – в Украине или Саудовской Аравии, – ты можешь сделать ее реальностью. Но если ты не веришь в себя, никто в тебя не поверит.


Источник: http://forbes.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

173
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...