Опыт нужен предпринимателям больше, чем MBA
Мартин Цвиллинг (Martin Zwilling), наставник, блоггер, автор, инвестор, основатель и глава фирмы Startup Professionals, — о целесообразности получения степени MBA для предпринимателя.
У меня нет MBA. Раньше я боялся, что это станет моим недостатком в процессе запуска собственной компании, но теперь убежден, что ситуация обстоит иначе. Многие авторитетные опросы говорят о том, что как минимум две трети предпринимателей убеждены, что их предпринимательские навыки были приобретены ими в процессе работы, а не обучения, так что специфический уровень образования не является релевантным их деятельности.
Касательно бизнес-профессионалов, которые стремятся попасть на руководящие должности в больших компаниях, MBA считается положительным фактором. Ученая степень предоставит большую стартовую зарплату и значимое преимущество в распределении полномочий при каждом удобном случае продвижения. Согласно отчетам BusinessWeek, ежегодно порядка 40% из всех руководителей по индексу S&P 500 имели MBA.
С другой стороны, я начал усиленно вспоминать известных предпринимателей с MBA. После недолгого поиска я раздобыл несколько примечательных имен, которые относительно недавно запускали бизнес, правда, все они имели до этого опыт работы в больших компаниях:
- Фред Смит (Fred Smith), председатель Совета Директоров и основатель Federal Experess. Смит — это легенда среди MBA. Он смог разработать концепцию звездообразной сети доставки (hub-and-spoke delivery) на конкретном примере еще будучи студентом Harvard Business School. Сейчас компания насчитывает 160,000 сотрудников и получает ежегодный доход в размере $44 млрд. Он создал настоящего конкурента Почтовой Службе США.
- Мэг Уитман (Meg Whitman), президент и СЕО Hewlett-Packard. Как предприниматель, она вырастила eBay из 30 сотрудников и $4 млн. дохода в год до более 150,000 сотрудников и $8 млрд., прежде чем перешла в HP. Она выпустилась из Принстонского Университета и получила MBA в Harvard Business School.
- Джон Скалли (John Scully), бывший СЕО Apple. Он получил MBA в Wharton School of Business. За десять лет его руководства продажи Apple выросли с $800 млн. до $8 млрд. Потом его заменил бросивший университет после первого курса Стив Джобс (Steve Jobes), который был основателем компании. Со Скалли сейчас все хорошо, несмотря на его уход из Apple. Он работает в Scully Brothers — частном инвестиционном фонде, основанном в 1995 году.
Наверное, создается впечатление, что их MBA таки чего-то стоит. Но я нашел огромное количество успешных предпринимателей по другую сторону, вроде Марка Цукерберга с Facebook и Стива Джобса, которые бросили колледж ради того, чтобы запустить компанию, и все равно пришли к успеху. Так что, вот мой взгляд на то, как предпринимателю следует смотреть на MBA:
- Если ты уже предприниматель, то дальнейшее обучение, в т.ч. MBA, лишь замедлит тебя. Воспринимай это как трату времени.
- Если ты планируешь стать предпринимателем и уже имеешь опыт ведения бизнеса или базовое бизнес-образование, на трать два года своей жизни и сэкономь деньги на MBA.
- Если у тебя есть техническая карьера без опыта в предпринимательстве, но ты хочешь запустить собственный бизнес, MBA может тебе помочь в получении базовых знаний о принципах ведения бизнеса.
- Если ты еще учишься в школе и хочешь получить MBA перед попаданием в предпринимательский мир, получай его. MBA расширит границы твоего образования в сторону мира бизнес-стратегии, и ты будешь выглядеть более убедительно перед лицом потенциальных инвесторов.
Чем отличается именно предпринимательская среда? Многие люди утверждают, что предприниматели должны руководствоваться "эффективной" аргументацией, взамен "причинной", которой обучают в большинстве бизнес-школ.
Согласно Профессору Сарасу Сарасвати (Saras Sarasvathy), который преподает предпринимательство в Darden Graduate School of Business, причинная аргументация начинается с предопределенных целей и заданных условий, но не способна определить оптимальный путь их достижения. Эффективная аргументация, с другой стороны, начинается с заданных условий и позволяет целям возникать, базируясь на динамике ситуации.
Это все звучит несколько академично, так что для меня MBA — это не драгоценность. Но должен признать, что мне льстит, когда меня приглашают вести лекции на курсах MBA в одном из местных университетов. Как и во всех моих статьях, я всегда надеюсь привнести долю реальности в теорию, и добыть драгоценное золото, как для предпринимателей, так и для управленцев. Но я также всегда открыт тому, чтобы вы меня учили в ответ.
Источник: http://www.management.com.ua