«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Опасная самоуверенность

Опасная самоуверенность

Чем страшен руководитель, переоценивающий свои силы, и как им управлять

Люди склонны переоценивать собственные знания и умения. Попросите любого автолюбителя оценить свои навыки вождения. Большинство ответят, что водят лучше всех, хотя на самом деле многие из них весьма посредственные водители.

Среди руководителей компаний и предпринимателей чрезмерно самоуверенных людей куда больше: профессия обязывает. Несколько десятков лет назад американские психологи провели эксперимент, пригласив около 2000 менеджеров корпораций поучаствовать в импровизированной викторине из 10 вопросов на самые разные темы. Среди этих тем, например, были такие: «сколько миль от Нью‑Йорка до Стамбула» или «сколько немецких машин было продано в Японии в 1989 году». По условиям викторины на каждый вопрос нужно было дать диапазон ответа  – «от» и «до». Указать широкий диапазон означало показать неуверенность в собственных знаниях  – на это решились 18 менеджеров из 2000, менее 1% опрошенных.

Проявления самоуверенности у руководителя особенно заметны, когда нужно разобраться со сложной проблемой. Скажем, одобрить длинный инвестиционный проект, а для этого  – спрогнозировать издержки и доходы и рассчитать стоимость и доходность инвестиции. В таких случаях менеджер, который переоценивает свои знания и умения, наверняка дает чересчур оптимистичный прогноз доходности и инвестирует слишком много.

Чем опасна переоценка сил в реальном мире? Чрезмерно уверенные в себе гендиректора принимают решения об M&A‑сделках на 65% чаще, чем их рациональные коллеги, говорится в исследовании Ульрики Мальмендир из Беркли и Джеффри Тейта из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Эффект усиливается, когда речь идет о сделках без привлечения денег у банков.

Самоуверенность руководителей влетает в копеечку акционерам, утверждают Мальмендир и Тейт, проанализировавшие данные 394 крупных американских фирм за 15 лет. Как правило, акции компании‑покупателя дешевеют после того, как поглощение завершено, но если у ее гендиректора репутация чрезмерно самонадеянного человека, то рыночная капитализация такой фирмы падает в разы сильнее.

От апломба начальников страдают и некрупные компании. Например, слишком самоуверенные руководители небольших компьютерных фирм чаще выводят на рынок рискованные продукты  – и вероятность банкротства у таких компаний выше, утверждается в работе Марка Симона из Университета Окленда и Сьюзан Хотон из Университета Джорджии.

Самоуверенность можно преодолеть. «Чаще всего достаточно просто сказать об этом самому руководителю»,  – пишут Джозеф Эдвард Руссо из Корнелльского университета и Пол Шумейкер из Чикагской бизнес‑школы. Другой способ  – поощрять менеджеров учиться на своих и чужих ошибках. Например, компания Shell, обнаружив, что ее новые геологи постоянно переоценивают шансы найти нефть, разработала специальный обучающий курс для ­новичков. Слушателей знакомили со старыми данными геолого­разведки, просили на их основе спрогнозировать результат бурения, а затем рассказывали, удачным ли оно было на самом деле. Прогнозы улучшились.

В самоуверенности есть и позитив. Например, твердая вера руководителя в успех воодушевляет его подчиненных и мотивирует их работать лучше. Важно не переборщить.

Как пользоваться положительными сторонами само­уверенности и избегать отрицательных? Руссо и Шумейкер предлагают следовать золотому правилу: убедитесь, что вы рациональны, когда принимаете решение, и позвольте себе быть самоуверенным, когда это полезно для достижения цели.
 

Источник: http://forbes.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

428
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...