Олег Мальский — о рисках хранения капитала за границей
Блиц-интервью с партнером МЮФ AstapovLawyers
В мире продолжается кампания за прозрачность капитала и раскрытие его происхождения. Кроме возможного внимания со стороны надзорных органов, для украинских бизнесменов на повестке стоят вопросы сохранности своего состояния и возможных инструментов, позволяющих ее обеспечить. Олег Мальский, партнер и руководитель практики слияний и поглощений МЮФ AstapovLawyers, рассказал Forbes о том, какие частые ошибки совершают украинские предприниматели при хранении денег и активов за рубежом.
– В мире сейчас идет процесс по легализации капитала и раскрытию информации о собственниках. На примере Швейцарии мы видим, что понятие банковской тайны становится очень условным. До какой степени небанковские финансовые инструменты могут обезопасить капитал?
– Гонка за вопросами о происхождении капитала приводит к тому, что в международном аудите появляются дополнительные понятия, на которые все чаще обращается внимание. Например, know your client, или введенное FATF определение «политически значимых лиц» – politically exposed person, сокращенно PEP.
Это международное право, закрепленное на уровне рекомендаций FATF, и финансовые институты обязаны проверять, кто их клиент. И для конкретного лица, владеющего капиталом, все зависит от того, как инструмент сохранения средств, будь-то траст или офшорная компания, создавался, и как используется.
– В каких случаях офшор или траст может привлечь дополнительное внимание со стороны надзорных органов?
– Одна из ошибок украинских бизнесменов при работе с офшорами – создание компании, которая покупает на себя корабли, самолеты, недвижимость и так далее. Всем этим пользуется бенефициар. У финансовых регуляторов и соответствующих контролирующих органов может возникнуть логичный вопрос: какой бизнес-смысл в покупке того или иного актива?
Если на компанию записан самолет, летающий по миру, но компания денег за эти полеты не получает, появляется вопрос по бизнес-логике, ответ на который: самолет является собственностью бенефициара, который должен был сначала заплатить налог. Вопросы происхождения и правильного структурирования капитала могут возникнуть как при неразумном использовании трастов и офшоров, так и в момент перевода собственности на новое лицо.
– Что вы рекомендуете собственникам офшоров, которые хотят по минимуму привлекать внимание к собственности?
– О вопросах безопасности капитала нужно помнить на стадии создания инструмента, правильно выстраивая бизнес-логику. Посмотрим на схему создания офшора.
Все украинские бизнесмены, которые выходили на IPO, проходили следующую процедуру: нанимали киприота-регистратора, который регистрировал на себя компанию и дарил украинцу. Далее украинец должен заплатить в Украине налог с уставного фонда, размер которого равен 1000 евро
В кипрском законодательстве требуется раскрытие информации о происхождении капитала, за исключением ситуации, когда компанию дарят. Все украинские бизнесмены, которые выходили на IPO, проходили следующую процедуру: нанимали киприота-регистратора, который регистрировал на себя компанию и дарил украинцу. Далее украинец должен заплатить в Украине налог с уставного фонда, размер которого равен 1000 евро. Путем взаимозамен можно к кипрской компании присоединить украинскую компанию, переводить на нее дивиденды, роялти и т.д.
Однако даже по такой простой схеме может возникнуть вопрос. Дарственная на компанию нотариально оформляется или по праву Украины, или по праву Кипра. На Кипре, согласно с действующим там англосаксонским правом, подарок возможен между родными и влюбленными. То есть, в теории, дарственные большинства кипрских компаний можно просто оспорить.
– Трасты могут быть альтернативой офшорным счетам?
– В отличие от банковских счетов и офшоров, такой инструмент, как траст, является прозрачным для трасти и учредителя. Траст создается, когда богатства столько, что перед собственником не стоит вопрос его увеличения, а только сохранности. Среди плюсов траста – возможность прописать различные сценарии использования капитала. Классический траст является безотзывным, учредитель может им управлять, получая дивиденды. После смерти владельца управление передается кому-то другому, а средства получают все наследники.
Есть вариант, когда после смерти траст закрывается и распродается, а средства от продажи передаются наследникам. К примеру, к нам обращаются украинские бизнесмены, которые хотят после своей смерти продать свои предприятия, считая, что их дети или не справятся с управлением бизнесом в Украине, или просто не хотят, чтобы их наследники и семьи занимались этим. Они должны понимать, что на стадии изменения собственников вопросы со стороны контролирующих органов могут появиться как для офшора, так и для траста.
– Риски трастов связаны также с репутацией самих управляющих (трасти). Как ее проверить?
– Репутация трасти обычно подтверждается «цыганской почтой» и рекомендациями. У открывающего траст просят обозначить круг бизнес-партнеров. Тогда трасти говорит: «Пообщайтесь с мистером Ивановым и мистером Петровым. Они уже со мной работают».
Только к нам за полгода обращается 10-15 человек, предлагающих услуги создания трастов для украинских бизнесменов. Но мы понятия не имеем, кто эти люди
Трасты изначально продумывались для управления наследством состоятельных семей. Идеологи англосаксонского права исходили из условий, что если к несовершеннолетнему попадают средства, ничем хорошим это не заканчивается. А трастом должны управлять зрелые, честные люди.
Идея хороша, но все понимают, что вопрос честности остается открытым. Только к нам за полгода обращаются 10-15 человек, предлагающих услуги создания трастов для украинских бизнесменов, но мы понятия не имеем, кто эти люди.
– Какие еще риски сопровождают содержание капитала украинских собственников за границей?
– Отдельным вопросом является вывод средств из Украины. Во внимание следует принимать украинские нормативы, которые до сих пор строго регулируют свободное движение капитала и требуют получения индивидуальной лицензии НБУ для перемещения валютных ценностей. Скажем, по законам Украины, если человек купил за границей недвижимость на свое имя, но лицензии предварительно в НБУ не получил, его можно оштрафовать на стоимость этой недвижимости.
И самый правильный путь избежания рисков – это плавное выстраивание финансовой репутации. Начинать можно с открытия счета в украинском банке, постепенно наращивая объем счета, переходя к уровню private banking. Если же вы выбираете офшорную компанию – нужно думать, какие активы размещать на ней, и как выстраивать бизнес-логику офшора.