Очередная попытка поддержать украинский бизнес
Понимая всю важность украинского бизнеса в экономике страны и ее нынешнее плачевное состояние, руководство страны пытается всеми способами повлиять на рост бизнес-активности, создавая новые законодательные акты и нововведения, отменяя или редактируя старые.
Степень развития экономики любого государства определяет степень развития бизнеса. Инновационные процессы, здоровая конкуренция, занятость населения, объёмы произведенных и реализованных товаров и многие другие факторы зависят от уровня развития национального бизнеса, особенно малого и среднего. Понимая всю важность украинского бизнеса в экономике страны и ее нынешнее плачевное состояние, руководство страны пытается всеми способами повлиять на рост бизнес-активности, создавая новые законодательные акты и нововведения, отменяя или редактируя старые.
Материал специально для UBR.ua подготовил собственник компании "Укр-Китай Коммуникейшин" Вячеслав Лысенко.
Путь реформ длинный и тернистый. 15 января этого года Верховной Радой Украины была принята новая редакция Закона Украины "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине"(№1256). За соответствующее решение проголосовало 242 народных депутата из 325 зарегистрированных в сессионном зале.
Закон касается субъектов малого и среднего предпринимательства, независимо от формы собственности и не распространяется на страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения, субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют обмен иностранной валюты, являющихся производителями и/или импортерами подакцизных товаров. Субъекты хозяйственной деятельности, установленные ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины, попадают под действие положений о государственной поддержке.
По мнению авторов, закон создаст благоприятную правовую среду для формирования и реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, повысит эффективность консультаций между государственным и частным секторами, позволит реализовать рекомендации Европейского Союза, определенных Индексом политики относительно МСП-2012 в странах Восточного партнерства.
В пояснительной записке указано, что принятие закона повлечет за собой ряд социально-экономических и правовых последствий. Начиная от изменений в законодательном поле государственной политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса и ликвидации барьеров и негативных факторов реализации предпринимательских инициатив и до уменьшения регуляторной нагрузки и увеличения роли украинского предпринимательства в формировании ВВП. А самое главное, что внедрение закона поможет в обеспечении занятости населения и повышении его благосостояния.
Принятие данного закона влечет за собой и ряд изменений в Хозяйственном Кодексе Украины, законах Украины "О Регламенте Верховной Рады Украины" и "О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", и отмены действия закона о предпринимательстве и Национальной программы поддержки малого бизнеса. Кроме того, при Верховной Раде Украины предлагается образовать Национальный совет по вопросам конкурентоспособности и предпринимательства; а при Кабинете Министров Украины – Совет предпринимателей. Создание этих новых органов должно обеспечить эффективную реализацию государственной политики в сфере поддержки отечественного предпринимательства.
Следует отметить, что согласно п.п. 9 ст 116 Конституции Украины образование, реорганизация и ликвидация подобных структур входят в компетенцию Кабинета Министров Украины и не могут быть предметом законодательного урегулирования. К тому же, нет четкого разъяснения полномочий, состава, порядка назначения членов данных советов. Вопросы могут возникнуть с источниками финансирования данных структур.
Глубокий и детальный анализ европейского опыта поддержки бизнеса дает понимание, почему именно малый и средний бизнес отыгрывает такую важную и весомую роль в экономике этих стран. На сегодняшний день 50% трудоспособного населения стран ЕС и 80% Японии заняты в сфере малого предпринимательства, в то время, как в Украине — лишь 24,9%. Хоть и показатели численности малых и средних предприятий в нашей стране достаточно высокие, но по разным оценкам, они производят 7% — 15% ВВП. К сожалению, 85% украинской экономики создается тремя сотнями крупных предприятий, в то время как в Европейском союзе доля малых и средних предприятий в ВВП варьирует в пределах 30-60%.
Основой экономики стран Европейского союза являются представители малого и среднего бизнеса, в которых насчитывается более 20 миллионов предприятий, именно они обеспечивают половину оборота и добавленной стоимости ЕС. Поддержка представителей малого бизнеса со стороны национальной власти на федеральном уровне позволяет быстрыми темпами развиваться западному бизнесу.
Посмотрим на развитие бизнеса в другой части нашей планеты. Скачек экономики Сингапура и Индонезии, произошел благодаря развитию малого и среднего бизнеса. Темпы развития экономики напрямую зависят от темпов развития малых предприятий в этих странах.
Много сейчас говориться о силе экономики Китая, которая соперничает с экономикой США, но мало кто знает, что правительство КНР отводит особую значимую роль малому предпринимательству. Большое количество инновационной продукции и технических изобретений это заслуга малых предприятий, которые также производят подавляющее большинство экспортируемых товаров. Льготной системой налогообложения, усовершенствованием законодательства, содействием росту малых предприятий, предоставлением равных возможностей по кредитованию и инвестированию правительство страны добилось активного роста и развития малых предприятий, начиная с 2003 года. Именно с этого периода начинается увеличение рентабельности и рост налоговых поступлений в бюджет страны.
Все предпринимательская деятельность регулируется законом "О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства", принятом в 2002 году. Консультированием, информационной поддержкой населения страны, так и создают специальные условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций занимаются Центр по координации и кооперации бизнеса и Государственная информационная служба CSMEO. Китайское лидерство в мировой экономике свидетельствует об успешном развитии китайского предпринимательства, благодаря государственной поддержке
Для Украины в нынешних не простых условиях будет полено использовать успешный опыт государственной поддержки развития бизнеса стран с развитой экономикой. В то время как декларирование заданий и направлений реализации поддержки украинского предпринимательства в различных законодательных актах без их реализации в конкретных правовых нормах, которые регулируют соответственные общественные нормы, и без практических и реальных действий на встречу бизнесменам, приведет к полному сохранению декларативного характера государственной поддержки малого и среднего бизнеса.