Обвал гривны, кризис, дефолт? Не все так плохо в Украине
Современная мировая экономика, характеризуются одной фразой — отсутствие доверия. Экономики не развиваются. США еще покажет какой-то рост, экономика Евросоюза упадет, Бразилии – вырастет меньше чем ожидали, Китай — будет испытывать проблемы.
В США на счетах инвестиционных компаний лежат 2 трлн долларов. Они сами боятся того, что происходит в их экономике. Страна, как и Украина, находится на пике политического цикла. Кстати, экономика Украины продемонстрирует рост от 2% до 3%. Вероятнее всего, ближе к 2%. Но это тоже прогноз ниже того, который выставляли в начале года. Это массовое недоверие отражается и на нас. Хотя наши перспективы не так плохи, как кажется. Так начал свое выступление перед журналистами исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко. Оно было столь позитивно и эмоционально (это не характерно спикеру), что UBR.UA решил предоставить читателям возможность ознакомиться с полным текстом. И поразмыслить.
Резервы
Оценивая перспективы Украины, я бы выделил три горизонта. Первый – краткосрочный. Это октябрь 2012 года. Второй — январь-февраль 2013 года. И третий — конец 2013 и начало 2014 года. Первое, на чем очень важно остановиться, финансовая и валютная стабильность. Я почти уверен, что с резервами НБУ в 30 млрд. долларов (а это покрытие трех месяцев импорта, по любой справке по монетарной политике, по документам МВФ) – это нормальна я величина. Я не вижу причин говорить, что курс может резко поменяться до октября 2012 года. Более того, если бы НБУ хотел поддерживать курс в угоду каким-то политическим силам, он мог бы его и укрепить. Я не сомневаюсь, что если у НБУ будет желание, он может держать курс до 28 октября таким, как захочет. Нацбанк может сделать и 7.80. Резервов хватит. Опустить резервы до $24 млрд. вообще не представляет никакой проблемы. $24 млрд — это больше, чем 4 месяца покрытия критического импорта. Поэтому, НБУ, если захочет, может опускаться и держать долго. Вопрос — надо ли это.
До конца года государство Украина должно вернуть $2 млрд кредитов МВФ. При резервах в $30 млрд — это ничто, это деньги, которые отдаются без проблем.
Валютная стабильность
Что влияет на финансовую стабильность? Первое — недоверие к тому, что вообще происходит в стране. Доказательство – события 4 сентября. Ни в одной стране колебания курса в 2,5% не произвели бы столько шумихи, как в Украине. А ведь речь идет даже не о 5%.
Но существует масса спекуляций. Есть политическое раскачивание, экспортеры, которые заинтересованы в ослаблении курса. Это влияет на второй важный фактор – настроение населения. Считается, что ни один курс не выстоял бы, если население поменяет свои предпочтения. Это и так, и нет.
Посмотрим на валютнообменные операции населения. В августе разница между покупкой и продажей валюты составила $700 миллионов. То есть, больше купили. Но в августе 2011, когда не было разговоров о стабильности, такая же разница составила $824 млн. Всего на $124 млн больше. Абсолютные цифры 2011-го гораздо выше. Тогда было продано больше $ 3 млрд. Если один месяц не показателен, посмотрим с начала года. В 2012 — больше купили, чем продали на $4,5 млрд. Январь-август 2011, когда никто не заикался о кризисе, населению было продано на $7,8 млрд. больше. Почему об этом не вспоминают? Не выгодно?
Инвесторы
Возвращаемся к 4 сентября. Смотрим международные рынки. Когда произошел скачек валюты на межбанке, я каждые 10 минут смотрел на котировки по СВОПам. На Аргентину, Мексику, Венесуэлу и, конечно же, Украину. Для меня это показательная информация. В том случае, если негативная информация, которая начинает плавать в стране, выходит на международные рынки капитала, должна быть видна реакция этих рынков. Люди, которые анализируют экономику Украины в Европе или Лондоне, не менее умные, чем мы, в Украине. Они должны были бы моментально отреагировать на ситуацию в нашей стране. Если они только слышат плохой запах, который исходит от страны, они тотчас начинают сбрасывать ценные бумаги этой страны, моментально требуют большую страховку за риск работы в этой стране. Это – то, что я ожидал увидеть с 4 сентября, если бы информация о девальвации была правдивой. Увы, в этот день кредитно-дефолтные свопы на Украину составляли чуть больше 800 б.п. Это страховка 8% за риск. Да, это много. Но это меньше, чем страховка на риск при работе с Грецией. Это сравнимо со страховкой на риск на работу в Испании или Португалии. А за ними стоят Евросоюз, МВФ, и Европейский Центробанк, который вообще напихан деньгами и не против, по косвенному сигналу, покупать ценные бумаги стран, испытывающих проблемы.
Так вот, на сегодня кредитно-дефолтные свопы вообще снизились до 732 б. п. То есть, составили 7,3%. Если бы хоть малейшая негативная информация, которая распространялась внутри Украины, выплеснулась бы на мировые рынки и подтвердилась, вы бы увидели не 800 пунктов, а превышение 1000 и выше. То есть, больше 10 % надо было бы платить. Можно предположить, что эта информация была проигнорирована. Но этого я не допускаю. Иностранцев не проведешь. Значит, эта информация специально расшатывалась. У нас же — пик политического цикла. А на пике можно увидеть все, что угодно. Либо это была игра экспортеров. Сильное лобби, которое каждую минуту при курсе 8.0 теряет сотни миллионов долларов.
МВФ и бюджет
С 28 октября, как только страна пройдет пик политического цикла, кто-бы не был у власти, а я предполагаю, что он будет более — менее здравомыслящий, моментально обратится в МВФ. Зачем это надо? В 2006-2008 годах, Украина провела серьезные заимствования на мировых рынках капитала. Не государство, а украинский частный сектор. Тогда же объемы кредитования увеличивались в стране на 70% в год. Игнорировались основные макроэкономические принципы. Это были невероятные сумы. Так вот на эти долги нужно получить отсрочку. И отсрочка этого срока полностью зависит от того, есть ли в стране МВФ. Если нет, не знаю, какой танец надо исполнить, чтобы убедить кредитора в абсолютной подконтрольности ситуации. Если нет МВФ — это сложно. Если есть МВФ — это гораздо легче.
Есть еще и госбюджет. Кабинет министров Азарова снизил его дефицит с 10 % ВВП в 2009 году до 4,5% в прошлом и, может быть, до 4% в текущем. Значит, надо меньше одалживать для финансирования дефицита. Но одалживать все же надо. Это возможно только на мировых площадках. Потому что на внутреннем рынке, с нынешней зажатой ликвидностью и отсутствием доверия, это крайне сложно. Значит, надо идти в Лондон, Нью-Йорк. Ты можешь одолжить дешевле, если ты прозрачен, мировое сообщество тебе верит, и у тебя есть МВФ. В августе-июле 2011года Кабмин Азарова разместился под 6, 25%. Это бы прогресс. В этом июле под 9.25%. Очень дорого. Потому что в стране реально нет МВФ. Только номинально. В следующем году, даже если дефицит бюджета будет на уровне 2%, как требует МВФ, внешних заимствований не избежать. Либо мы опять будем занимать дорого без МВФ, либо попытаемся его финансировать дешевле. Понятно, при втором варианте выиграет еще и частный сектор, который также легко сможет рефинансировать свои долги. Выиграет и население Украины. Потому что, по большому счету, долги хоть и отдаются из бюджета, но платит за это каждый гражданин страны.
Так вот. Предположим, что, начиная с ноября-декабря, мы обращаемся к МВФ и пытаемся договориться. Скорее всего, о новой программе Стенд-Бай. Даю очень низкий шанс на то, что текущая программа продолжится. Будет новая программа. И даже если предположить, что резервы уже в этом году снизятся до $23-25 млрд, при возобновлении активного сотрудничества с МВФ в 2013-ом, мы получим возможность закачать от Фонда от $5 до $10 млрд долларов. Тогда сниженные резервы моментально пополнятся, минимум до $30 млрд. Я не верю в то, что сотрудничество не будет возобновлено.
Кредиты и экономика
Рынки падают, начиная с Нового года. Но, если в июне экспорт колоссально падал и показал минус, чего не было, начиная с кризиса 2008, то в июле он начал восстанавливаться и показал плюс. То есть, динамика слабая, но не такая уж и негативная.
Если посмотрите на доверие — то кредиты не даются. Рост кредитов с января в экономику Украины составил порядка 0%. Никто никого
не кредитует. Никто никому не верит. Но депозиты растут, пусть всего на 5% с начала года. Но это уже позитив. Сравните эту цифру с 2011-м. За аналогичный период рост депозитов — всего на 3%. Так что не все так плохо, как кажется. Лодка не тонет. Люфт для маневра есть. Через 3 месяца страна пройдет пик политического цикла. Откроется новое окно возможностей. И тогда можно будет надуть паруса, проводить реформы, пытаться стабилизировать ситуацию и достичь более высоких темпов экономического роста. Есть потенциал и возможности для этого. Надо уже что-то делать, а не только говорить.
Источник: ubr.ua