Новеллы и реалии нового Таможенного кодекса
Принимая и вводя в действие с 01 июня 2012 г. Таможенный кодекс (далее — ТК), представители власти декларировали позитивность кодекса, последующее упрощение и ускорение таможенных процедур. Так ли это на самом деле, попробуем разобраться.
ТК объединил в себе большое количество законодательных и подзаконных нормативных актов. Это с одной стороны хорошо, но с другой – он "поправился" почти на 200 статей по сравнению со старым кодексом (в старой редакции было чуть более 400 статей, с учетом изменений). Для сравнения, Таможенный кодекс Европейского Сообщества охватывает практически ту же тематику, но вмещает ее в 188 статьях (не считая регламентов), а Таможенный кодекс Таможенного союза – включает в себя 372 статьи, что явно меньше нашего "родного" Таможенного кодекса. Хорошо это или плохо, судить нашим субъектам внешнеэкономической деятельности, но думаю вопрос риторический.
Отныне жаловаться на различного рода новеллы от Государственной таможенной службы уже не придется, поскольку все полномочия по изданию приказов нормативного характера передано Министерству финансов Украины. Теперь этот уважаемый орган утверждает порядки, правила, положения и формы различных документов. Хорошо это или плохо, покажет время. Будем надеяться, что чиновники Минфина будут идти в ногу со временем, и будут соблюдать равенство интересов сторон, а не только "смотреть" как "непринужденно" накапливается государственный бюджет.
Среди явно прогрессивных и положительных моментов я бы выделил право субъекта ВЭД осуществлять таможенное оформление товаров на любом таможенном посту, а не так как было ранее (только по месту регистрации). Это реально должно оптимизировать процедуру доставки товара, снизить "контрольное давление" на субъект ВЭД, который был привязан только к конкретной региональной таможне. Кроме этого, субъект ВЭД сможет выбрать тот таможенный пост, в котором оформление грузов будет проще, оперативнее и экономически выгодным ("в хорошем смысле этого слова").
Еще одной позитивной новеллой я бы назвал сокращение сроков таможенного оформления, а также предварительное декларирование товара. Ведь это помогает ускорить процесс подачи деклараций и избежать ошибок во время ее заполнения. Единственное, о чем нужно сказать, так это о неоправданном отложении внедрения в целом автоматизированной системы. Если бы эта система работала во всех органах, по принципу единого окна, согласитесь, что это реально бы упростило работу, как таможенных органов, так и субъектов ВЭД.
Важно отметить, что таможенная брокерская деятельность исключена из числа видов деятельности, на осуществление которых таможенными органами предоставляются разрешения. Также таможенные органы лишили права на проведение судебных экспертиз.
Ноу-хау от законодателей – это внедрение института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Обладая таким статусом, лицо беспрепятственно сможет осуществлять временное хранение товаров на своем складе и выпуск товара со своего склада без предъявления его таможенному органу, будет иметь возможность снять таможенное обеспечение без разрешения таможни и осуществлять таможенный контроль в первоочередном порядке. Получить такой статус могут не все, а лишь те, кто на протяжении трех лет являются субъектами ВЭД, имеют соответствующую систему учета товаров и не имеют долгов и нарушений. Ни для кого не секрет, что получить такой статус явно не просто, так как этому предшествуют ряд "тщательных" проверок, пройти которые не каждый сможет. Не хотелось бы констатировать факт того, что получение такого статуса будет очередной коррупционной схемой для получения неконтролируемой прибыли для чиновничьего аппарата. Кроме того, учитывая "дефицит" УЭО, есть основания полагать, что вскоре могут быть созданы условия для монополизации импорта в руках избранных.
Положительным моментом нового ТК является расширение прав декларанта. Сегодня декларант самостоятельно определяет таможенную стоимость товара, при этом имея возможность получить письменную консультацию таможенного органа, а также письменные обоснования непризнания таможенной стоимости товара. При этом четко определен перечень документов, которые таможня вправе требовать для определения таможенной стоимости (статья 53 ТК). В целом это положительные нормы, однако, важным является не их декларирование, а их соблюдение. Вот это мы еще не можем побороть, поскольку на это нужна воля власть имущих. А сделать это очень просто – ввести реальную ответственность дисциплинарного и материального характера для каждого виновного лица, которое причинило ущерб субъекту ВЭД.
Судить о конкретных результатах работы Таможенного кодекса можно будет ближе к концу года, когда и субъекты ВЭД и таможенные органы, как говорится, "притрутся" к новым правилам и будут исполнять волю закона, а не вышестоящего руководителя. Многое теперь будет зависеть и от Минфина, который фактически взял на себя функцию нормативного регулятора таможенных отношений. Результаты такой работы уже видны. Так, например, с 01 октября вступил в действие новый порядок заполнения грузовой таможенной декларации.
Таким образом, с 01 октября невозможно таможенное оформление всех ТД, заполненных согласно требованиям приказа Гостаможслужбы от 9 июля 1997 года № 307. Хочется верить, что нормативные акты, которые издают центральные органы исполнительной власти, не смогут затмить и без того небольшие положительные новеллы Таможенного кодекса Украины.
Виталий Кулаков, адвокат адвокатской фирмы "Advice" для UBR.UA