Недоверие к НБУ сдерживает кредитование украинской экономики
Процентные ставки на межбанковском кредитном рынке снизились до минимума за несколько лет. Но на темпах роста банковского кредитования это никак не отразилось
«Sell in May and go away (продай в мае и уходи)» – эта поговорка с Уолл-стрит несколько последних лет была применима и для украинского денежного и облигационного рынков. Из-за колебаний на внешних рынках и традиционного вывода транснациональными компаниями дивидендов именно в мае в Украине начиналось давление на курс гривны. И чтобы сохранить ее стабильность, НБУ зажимал гривневую ликвидность банковской системы. Особенно жесткая монетарная политика во второй половине 2012 года практически убила кредитование в стране. По итогам года его темпы снизились до 2,2% против 9,6% в 2011 году.
В нынешнем году, несмотря на опасения участников рынка, ситуация иная. Основным своим заданием на 2013 год НБУ называет стимулирование кредитования и, соответственно, роста экономики Украины. С начала года остатки банков на корсчете в НБУ не опускались ниже 20 млрд гривен. Сдерживать свое обещание и проводить политику низких процентных ставок Набцанку помогают активные валютные заимствования, позволяющие пополнять его золотовалютные резервы. Но дало ли это ожидаемый эффект и привело ли к росту кредитных портфелей банков?
На первый взгляд, в банковском секторе созданы отличные условия для роста кредитования. На фоне отсутствия проблем с ликвидностью ставки межбанковского рынка снизились до минимумов за несколько лет. Ставка овернайт составляет около 0,5-1% годовых, одномесячный ресурс – 3-5%.
Но темпы роста кредитования остаются по-прежнему слабыми. По данным НБУ, за 4 месяца 2013 года кредитные портфели банков выросли всего на 1,9%. Это, конечно, лучше, чем за аналогичный период прошлого года (+0,1%), но в 2 раза меньше, чем за 4 месяца 2011 года (+3,9%). Объем новых кредитов, выданных банками в марте 2013 года, составил 115,9 млрд гривен, что примерно соответствует среднему объему за предыдущие 12 месяцев – 115,5 млрд гривен, когда ставки были заоблачные.
Основные причины отсутствия роста кредитования – это высокая стоимость депозитов и неуверенность участников рынка в том, что высокая ликвидность будет сохраняться долго. НБУ не один раз показывал, что для сдерживания курса может вынимать из банковской системы ресурс за несколько дней
Основные причины отсутствия роста кредитования (даже несмотря на низкие ставки межбанка) – это высокая стоимость депозитов и неуверенность участников рынка в том, что высокая ликвидность будет сохраняться долго.
За 4 месяца 2013 года население принесло в банки на депозиты огромную сумму – около 29,5 млрд гривен (+8,1% с начала года). Но этот приток обеспечен исключительно высокими гривневыми ставками. Население закладывает в депозитную ставку ожидания девальвации гривны, поэтому, чтобы привлечь средства от физлиц, даже крупным банкам необходимо держать ставку на уровне не меньше 17-20% годовых. Это позволяет населению конвертировать долларовые вклады в гривневые и покрывает потенциально возможные потери на курсе. В результате, сейчас на межбанке есть огромное количество короткой дешевой гривны и дорогой длинный ресурс, что делает кредиты по-прежнему неподъемными для многих заемщиков.
Вторая важная проблема – это неуверенность самих банков в том, что высокая ликвидность будет сохраняться длительный срок. НБУ не один раз показывал, что для сдерживания курса может вынимать из банковской системы ресурс за несколько дней. В период выборов в Верховную раду ставки на межбанковском рынке доходили до 50-80% годовых, что ставило вопрос уже не о кредитовании экономики, а о банальном выживании банка. Это ярко отслеживается и по рынку облигаций. Несмотря на стоимость 1-месячного ресурса в системе около 3-5%, сейчас банки готовы покупать 12-месячные гособлигации не меньше, чем с 12%-й доходностью, закладывая риск роста ставок в будущем. Два года назад при аналогичной стоимости межбанковского ресурса годовые ОВГЗ покупали с доходностью 7-8%.
Оба эти фактора, несмотря на большие остатки средств на корсчетах и низкие ставки межбанковского рынка, будут и дальше тормозить кредитование, а вместе с ним и рост экономики. Выход из этой ситуации один – постепенное внедрение гибкого валютного курса, хотя бы в рамках некоторого коридора. При плавающем курсе население не будет постоянно ожидать девальвации, ассоциируя стабильность курса со стабильностью в экономике. Также реальный плавающий курс означает, что процентные ставки будут зависеть не от желания НБУ удерживать соотношение гривна/доллар на какой-либо отметке, а от объективных факторов, таких как уровень инфляции.