НБУ обещает банкам большую встряску
Банкиров ждут санкции регулятора, а банки – слияния и поглощения.
Реформы финансовой системы Украины, задекларированные подписанием меморандума с МВФ, и сложное положение банковского сектора ввиду политического кризиса и девальвации гривны вынуждают новое правительство принять ряд достаточно радикальных изменений в сфере банковского законодательства. Основным инициатором этого процесса выступает НБУ при участии Фонда гарантирования вкладов (ФГВ) и Минфина.
С приходом в Нацбанк нового руководителя Степана Кубива в регуляторе организовали активное обсуждение стратегии развития банковского сектора до 2020 года. Посвященные ее разработке рабочие встречи проводятся регулярно. К разработке привлечено несколько рабочих групп, в которых присутствуют банкиры, аудиторы и представители международных финансовых институций.
Однако, что касается принятия текущих решений, то сейчас, по словам банкиров, новое руководство НБУ согласовывает с ними далеко не все решения. И порой самые весомые из них правительством принимаются единолично.
Таким образом, неизвестно, каких сюрпризов ожидать от власти украинским банкам после президентских выборов. Документ под названием «Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению (минимизации) отрицательного влияния на стабильность банковской системы», находящийся на данный момент в комитетах парламента, может кардинально изменить всю банковскую систему Украины.
Этим законопроектом предлагается внести изменения в законы «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности» и «О Фонде гарантирования вкладов». Если предложенные поправки будут приняты, НБУ и ФГВ станут более институционально независимыми и получат дополнительные рычаги влияния на рынок, как это предусматривает меморандум с Международным валютным фондом.
«В меморандуме c МВФ есть целый раздел, посвященный банковской сфере. Там четко прописано, что нам хотелось бы совместно сделать. В частности – углубить понимание ситуации с крупнейшими банками, ввести понятие системного банка», – сообщил заместитель министра финансов Украины Виталий Лисовенко в интервью Forbes.
Так, в случае принятия законопроекта одним из главных новшеств будет упразднение понятия «системообразующего» банка. Согласно действующему закону, таковыми считаются финучреждения, доля обязательств которых составляет не менее 10% от общей суммы обязательств банковской системы. Фактически, системообразующий в Украине из негосударственных только Приватбанк.
Взамен этого в законодательстве появится понятие «системно важных финансовых учреждений», над которыми НБУ установит особый контроль. Критерии для их определения пока неизвестны, но устанавливаться они будут Нацбанком на основе размера банка, степени его финансовых взаимоотношений и направлений деятельности. «Статус системно важного банка будет определять уровень той поддержки, которую НБУ должен оказывать таким финучреждениям», – считает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
При неблагоприятных макроэкономических сценариях законопроектом предполагается, что Набсовет системно важного банка должен будет утвердить план возобновления его деятельности. Если же системно важный банк признают неплатежеспособным, требования его кредиторов будут переведены в акции, облигации или субординированный долг этого банка, что предусмотрено новыми изменениями в законе «О Фонде гарантирования вкладов».
Что касается небольших банков, то им самое время задуматься о будущем. Пока что в законопроекте прописана норма о минимальном размере уставного капитала банка в 500 млн гривен. Сейчас уставный капитал такого объема и выше имеют лишь около 50 украинских финучреждений. И вне зависимости от того, должны ли будут выровнять все банки капитал до этого значения или нет, вероятно, в скором времени на рынке можно будет наблюдать большое количество слияний и поглощений.
По словам главы правления Укргазбанка Сергея Мамедова, даже если ничего из законодательных новшеств не будет принято, количество банков в ближайшем будущем значительно изменится. А необходимость выравнивания уставного капитала до 500 млн станет лишь дополнительным фактором к общей тенденции. «Раньше у банков была специализация по работе с наличными деньгами. Сейчас мы видим реальную ситуацию, что банки, которые этим занимались, уже утратили такую возможность. И что они будут делать? Кредитовать ипотеку? Слабо верится. Развивать крупный корпоративный сегмент? Может быть, но где они возьмут деньги?» – задается вопросом банкир, подчеркивая, что небольшим финучреждениям придется искать свою нишу, в которой они смогут работать.
Причиной наказания со стороны регулятора могут стать манипуляции на денежно-кредитном рынке, а также применение иностранными государствами и международными организациями санкций к банкам
Также законопроектом предлагается расширить перечень условий, при которых НБУ сможет применять штрафные санкции к банкам. В скором времени причиной наказания со стороны регулятора могут стать манипуляции на денежно-кредитном рынке, а также применение иностранными государствами и международными организациями санкций к самим банкам, их владельцам и людям с весомым участием в них.
Таким образом, помимо стресс-тестов и ужесточения требований к величине уставного капитала, головной болью некоторых банков станет международный имидж их собственников.
В зоне риска могут оказаться Всеукраинский банк развития Александра Януковича, Захидинкомбанк Юрия Иванющенко, а также банк «Рыночные Технологии», имеющий, по утверждению СБУ, прямое отношение к Виталию Захарченко. Этим финучреждениям будет грозить набор санкций – от прекращения выплаты дивидендов до отзыва банковской лицензии и ликвидации банка.
Еще одним важным новшеством должно стать введение солидарной ответственности акционеров в том случае, если банк начинает «хромать». Пока неизвестны механизмы, как собственники будут нести ответственность за свои проблемные банки, однако ясно, что регулятор надеется таким образом поставить точку на искусственном банкротстве и недобросовестном отношении владельцев к подконтрольным финучреждениям. Также это позволит частично снять нагрузку с ФГВ.
«Банк – это специфическая организация, которой доверяют деньги другие люди, и они должны более жестко управляться. Поэтому, если ты собственник, и ты решил вести этот бизнес, то нужно нести за это ответственность. Во многих странах эта ответственность доходит до уголовной, а государство и регуляторы блюдут интересы граждан», – подчеркивает Виталий Лисовенко.
Таким образом, ряд банков в скором времени могут начать обременять своих владельцев. Александр Жолудь отмечает, что в меморандуме с МВФ достаточно четко определен порядок действий в отношении тех банков, которые не справятся с новыми требованиями. «В первую очередь деньги должны будут предоставить акционеры. Если они по каким-то причинам не смогут этого сделать, то будет огосударствление (государство купит часть) или ликвидация [банка]», – поясняет аналитик.
В НБУ считают, что в целом законопроект должен обеспечить приближение банковского законодательства Украины к европейским стандартам. «Внедрение этих изменений будет способствовать повышению уровня капитализации банков, что должно обеспечить надлежащее выполнение банковской системой главной общегосударственной миссии, которая заключается в кредитной поддержке процессов восстановления экономического роста государства, а также усиление защиты интересов вкладчиков и кредиторов», – говорится в пояснительной записке к документу.
В то же время интригой остается то, насколько безболезненно финучреждения Украины смогут «переварить» новое законодательство, и помогут ли эти законодательные новшества банковской системе страны избежать краха и стать более эффективной.