Налоговая амнистия по-украински
Министерство доходов и сборов наконец-то определилось с правилами налогового компромисса для бизнеса.
21 мая 2014 года Миндоходов обнародовало на своем сайте проект налогового компромисса для украинских компаний (далее – «Проект»), который будет подан правительству для рассмотрения и принятия парламентом.
В Проекте налоговая амнистия политкорректно названа «налоговым компромиссом», который предусматривает освобождение от финансовой, административной, уголовной ответственности плательщиков налогов и их уполномоченных лиц в связи с занижением налоговых обязательств по налогу на прибыль, НДС, завышением бюджетного возмещения или отрицательного значения сумм НДС за любой период до 1 января 2014 года.
Суть налогового компромисса состоит в том, что компания оплачивает только 15% суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль и (или) НДС. При этом остальные 85% такой суммы считаются погашенными, а штраф и пеня не применяются, и налоговые проверки за периоды до 1 января 2014 года не проводятся; также к служебным лицам не применяется административная или уголовная ответственность за неуплату налогов.
Налоговый компромисс осуществляется путем подачи плательщиками налогов специального уточняющего расчета (будет разработан Миндоходов) на протяжении 60 дней с момента, когда закон о налоговом компромиссе вступит в силу, и оплатой 15% самостоятельно задекларированных налоговых обязательств.
Налоговый орган проводит сверку по данным, задекларированным в уточняющем расчете, и если считает, что сумма задекларированного дохода меньше, то направляет запрос о возможных налоговых нарушениях плательщика налогов. В случае занижения налоговых обязательств налоговый орган проводит проверку и по ее результатам принимает налоговое уведомление-решение.
Если плательщик налогов не согласен с налоговым уведомлением-решением и начинает процесс его обжалования, то налоговый компромисс не применяется только к несогласованной сумме. Это означает, что к сумме, которую плательщик налогов самостоятельно задекларировал как налоговый компромисс, налоговые органы не могут применить штраф или другую ответственность.
Налоговый компромисс применяется исключительно к налоговым обязательствам по налогу на прибыль и (или) НДС, возникшим до 1 января 2014 года, независимо от того, проводились ли проверки плательщиков налогов за такие периоды.
Если налоговый компромисс не использовался крупными плательщиками налогов, то налоговые органы будут проводить документальную проверку такого плательщика налогов. Проведение налоговой проверки других плательщиков налогов Проект не предусматривает. Однако не стоит забывать общие нормы Налогового кодекса Украины (НКУ), которые позволяют налоговым органам провести внеплановую проверку любого плательщика налогов при наличии соответствующих оснований.
Инициатива КМУ о налоговой амнистии и Проект Миндоходов однозначно являются позитивным шагом для бизнеса, особенно для компаний, которые работали с конвертационными центрами и использовали «серые» схемы. Проект прописан таким образом, что любая компания, являющаяся плательщиком налога на прибыль и НДС, может уплатить 15% налога по всем своим незаконным операциям, которые имели место в отношении минимизации налога на прибыль и НДС до 31 декабря 2013 года включительно.
Принимая во внимание, что при использовании конвертационных центров и «серых» схем бизнес платил от 11 до 17% от суммы операций, при этом беря на себя большое количество рисков, то уплата 15% законных налоговых обязательств – очень небольшая цена для бизнеса, чтобы закрыть все риски и избежать финансовой и уголовной ответственности. Кроме того, использование налогового компромисса и уплата согласованного налогового обязательства автоматически означает запрет налоговым органам проводить проверки по налогу на прибыль и НДС за периоды до 1 января 2014 года.
В то же время нужно признать, что проект очень сырой, требует доработки и интеграции в общие нормы НКУ.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на определение «налогового компромисса» – ведь оно касается не только занижения налоговых обязательств, но и завышения сумм бюджетного возмещения и отрицательного значения сумм НДС/налога на прибыль, однако в описании применения налогового компромисса речь идет только о суммах заниженных налоговых обязательств. Соответственно, непонятно, что делать компаниям, которые завысили суммы бюджетного возмещения и (или) отрицательного значения сумм НДС/налога на прибыль, однако снятие этих сумм в налоговом учете не привело к возникновению налоговых обязательств у такого плательщика налогов.
Возникает вопрос: должны ли такие плательщики налогов подавать уточняющий расчет с уменьшенными суммами бюджетного возмещения и (или) отрицательным значением сумм НДС/налога на прибыль, чтобы воспользоваться налоговым компромиссом, или же иммунитет будет действовать только в том случае, если налогоплательщик готов уплатить в бюджет 15% налога от неправомерных операций?
Проект предусматривает проведение налоговой проверки, если сумма уточненного обязательства не согласована с налоговыми органами, и проведение такой налоговой проверки требует внесения изменений в Налоговый кодекс, как минимум в главу 8 раздела ІІ НКУ «Основания для проведения внеплановых проверок, порядок и сроки их проведения». Также необходимо четко регламентировать основания и права налоговых органов по проведению проверки и доначислению налоговых обязательств при налоговом компромиссе, чтобы успешно провести налоговую амнистию и не допустить произвола со стороны налоговых органов.
Также не совсем понятно, почему налоговый компромисс предлагается только для плательщиков налога на прибыль и НДС. Что делать плательщикам налогов, которые платят их по другим налоговым режимам, или физическим лицам, получившим и скрывшим доходы?