Налоги по-новому. Главные изменения, которые готовят украинцам
В Министерстве финансов Украины планируют уже в сентябре подготовить и согласовать проект изменений в Налоговый кодекс. Но пока в ведомстве не готовы называть конкретные модели налогов и размеры ставок. Декларируя упрощение условий работы бизнеса, власть признает, что параллельно хочет не допустить снижения бюджетных поступлений.
Еще в начале года министр финансов Наталья Яресько анонсировала на осень проведение налоговой реформы. При Национальном совете реформ была создана целевая команда, которую возглавила сама глава Минфина. Последние несколько месяцев по инициативе министерства проводились индустриальные платформы с представителями 16 отраслей. По словам замминистра финансов Елены Макеевой, встречи с бизнесом позволили определить приоритеты реформы, обобщив проблемы инвестиционной среды в стране.
На первое место среди своих проблем, по словам Макеевой, бизнес ставит нестабильность налогового законодательства. На втором месте – высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, а также большая доля теневой экономики. "По данным МЭРТ, теневая экономика составляет 42%. Но, например, в ритейле сама отрасль фиксирует 60%, фармацевтический рынок – 40%, легкая промышленность – 67%", – говорит замминистра. Многие компании, по ее словам, также жалуются на высокий уровень контрабанды, неравномерную налоговую нагрузку на бизнес, несвоевременное возмещение НДС.
Сбросить груз
Учитывая все эти проблемы, нет сомнений, что реформа нужна. Но, несмотря на то, что работа над изменениями в Налоговый кодекс ведется не первый месяц, у Минфина еще нет конечного проекта изменений. По многим налогам существует несколько возможных моделей. В частности, есть несколько подходов к тому, как снизить нагрузку на фонд оплаты труда. "Или это должен быть один налог, то есть объединить налог на доходы физлиц с единым социальным взносом, или оставить отдельно, но снизить ставки", – говорит Макеева. По ее словам, сейчас проводятся расчеты относительно влияния на госбюджет объединения НДФЛ и ЕСВ. Также анализируют вариант снижения ЕСВ до 20% и сохранения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц. "Любая реформа должна быть нейтральной для бюджета. То есть, не приводить к убыткам государства. Разбалансированность бюджета может стать еще одной проблемой", – уточнила представитель Минфина.
Акцизные споры
Есть вероятность, что в рамках реформы правительство предложит новый подход к акцизным ставкам. В частности, бизнес просит прогнозированную акцизную политику, которая отсутствует сейчас, хотя бы на пять лет вперед. Кроме того, по словам Елены Макеевой, все индустрии, которые занимаются подакцизными товарами, просили об отмене 5%-ого местного сбора с розничных продаж подакцизной продукции. Но, вместе с тем, бизнес готов к повышению самих ставок. "Для бизнеса это стало бы упрощением отчетности, администрирования и ведения бухгалтерского учета", – подчеркнула замминистра.
Впрочем, по мнению директора Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, не стоит спешить изымать 5%-й акциз из местных бюджетов. "Эффективность использования местного акциза зашкаливает. За полгода отремонтировано дорог и построено тротуаров больше, чем за последние четыре года", – сказал он. При этом, по его словам, местный акциз также позволяет фискальным органам отслеживать торговцев контрафактной продукцией, сопоставляя уплаченный компаниями общегосударственный акциз с местным.
Проще некуда
Все еще достаточно туманным остается будущее упрощенной системы налогообложения, то есть, тех предпринимателей, которые работают на едином налоге. Один из возможных вариантов развития событий – введение патента для работы на "упрощенке" и пересмотр критериев по отношению к такому бизнесу. Также обсуждается вариант сокращения количества групп упрощенной системы и увеличения ставок единого налога. В Минфине не раз подчеркивали, что существующая система слишком лояльна к бизнесу, который злоупотребляет ею, используя схемы минимизации налогообложения. В частности, это происходит путем дробления бизнеса на несколько компаний, которые по формальным критериям могут быть "упрощенцами", а не работать на общей системе налогообложения. Впрочем, по мнению руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, кардинально менять или ликвидировать упрощенную систему сейчас нельзя.
"Те нарушения, которые имеют место, не носят системный, масштабный характер. Мы не можем говорить, что упрощенная система налогообложения используется сплошь и рядом для оптимизации или уклонения от уплаты налогов", – уверен эксперт. По словам Забловского, сегодня упрощенная система в условиях экономического кризиса остается единственной возможностью для малого и среднего бизнеса держаться на плаву, выполняя социальную функцию по созданию рабочих мест.
Твердая гарантия
Пока что самые конкретные планы у Минфина — по дополнительному импортному сбору, отмена которого запланирована с 1 января 2016 года. Впрочем, ряд бизнес-ассоциаций и профильных предпринимательских объединений просили об упразднении сбора уже в этом году, так как он пагубно влияет на внутреннее производство, а именно — приводит к удорожанию импортных комплектующих и сырья. Чтобы убедить бизнес в том, что фискальные правила не будут меняться внезапно и часто, как это происходит последние несколько лет, рассматривается возможность введения моратория на внесение изменений в Налоговый кодекс. Пока что, по словам Макеевой, обсуждается возможный срок действия такого запрета, в частности, год или два.
Стоит отменить, что любые изменения в Налоговый кодекс должны приниматься как минимум за полгода до их вступления в силу. Учитывая, что правительство намерено только в сентябре презентовать свои наработки, можно сделать вывод, что в законодательно установленные сроки оно уже точно не вписывается. Как отметила экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи, в последнее время эти нормы игнорируются. В любом случае, оставшегося времени не так уж много, чтобы провести полноценную реформу.
"Если речь идет о концепции, к сентябрю, конечно, можно успеть ее подготовить. Если же мы говорим об изменениях законодательного характера, то даже до конца сентября очень мало времени", – отметила эксперт. По мнению Бочи, с осени есть смысл начать обсуждение наработок с министерствами и непосредственно с бизнесом, чтобы до конца года получить качественные изменения. К тому же, нужно учитывать, что на новой налоговой базе должен приниматься бюджет на 2016 год. Следовательно, если правительство затянет с изменениями в Налоговый кодекс, застопорится и подготовка госбюджета.