Налог на выведенный капитал: как это работает и почему МВФ против
Бюджет страны может потерять десятки миллиардов гривен поступлений, но есть причины, по которым в Украине готовы на это пойти.
Для украинцев приготовили новые налоговые изменения: президент Украины Петр Порошенко, а также ряд народных депутатов выступили с предложением о том, чтобы уже с 2019 года отменить налог на прибыль. При этом его предполагается заменить налогом на выведенный капитал (НВК) – то есть на деньги, которые будут выплачены в виде дивидендов и других видов вознаграждения акционерам, или иначе выведены за границу.
Вместе с тем, согласно подготовленному законопроекту, прибыль, инвестированная в развитие производства и улучшение условий труда наемных работников, налогообложению не подлежит.
"Облагается налогом только то, что потребляется собственником. Потребление происходит путем изъятия капитала из деятельности компании. Таким образом, НВК – это налог на потребление", – объяснил на своей странице в Facebook партнер юридической фирмы "КМ Партнеры" Александр Шемятник.
Сторонники закона говорят, что такие налоговые изменения ускорят рост экономики Украины, а противники – что в бюджете образуется дыра от недопоступлений, перекрыть которую будет сложно.
Как будет работать новый налог
Как разъяснила "Сегодня" один из инициаторов законопроекта, глава комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике Нина Южанина, замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал означает, что базой налогообложения для предприятий станет не прибыль, а дивиденды и приравненные к ним доходы, такие как роялти и проценты.
Предполагается, что дивиденды обложат налогом по ставке 15%, а приравненные к ним платежи — по ставке 20%. Напомним, сейчас налог на прибыль равен 18%.
Как объяснил Александр Шемятник, налогом на выведенный капитал облагаются такие группы операций, которые совершаются плательщиком НВК с тем, кто его не платит:
- выплата по решению собственника (дивиденды);
- выплата пассивных доходов (роялти, проценты);
- финансовая помощь и бесплатное предоставление
- имущества;
- инвестиции за границу;
- перечисление средств со счета в Украинском банке на счет
- за границей;
- платеж за товары (услуги) на единоналожника – связанное
- лицо;
- корректировка по трансфертному ценообразованию.
По словам Шемятника, для того, чтобы четко определить стоимость операции, к которой применяется ставка налога, были прописаны правила определения базы налогообложения.
"Также были прописаны исключения, чтобы не облагать налогом, например, приобретение товаров (услуг) у неплательщика НВК", – добавил Александр Шемятник.
По словам президента Петра Порошенко, таким образом должна быть ликвидирована коррупционная схема администрирования налогов.
"Сегодня не закон, а настроение и аппетит фининспектора определяют, что можно отнести к себестоимости, а что нет", – отметил Порошенко.
Почему МФВ не рекомендует вводить новый налог
Вместе с тем, и сама Южанина, и в Администрации президента (АП), и в Минфине признают, что в первые год-два функционирования нового налога бюджет недополучит 30-40 млрд грн (до 4% доходов казны), и лишь потом, когда бизнес "раскрутится" и выйдет из тени, потери будут перекрыты за счет роста производства.
Кроме того, такая налоговая инициатива насторожила и Международный валютный фонд (МВФ). Как рассказал замглавы АП Дмитрий Шимкив, 7 марта законопроект должны были внести на рассмотрение Верховной Рады, однако в своем письме МВФ настоял на пересмотре некоторых норм документа.
В частности, по словам замглавы АП, Фонд попросил пересмотреть механизм компенсации потери доходов госбюджета при введении новой модели налогообложения прибыли.
Кроме того, МВФ предупредил, что поспешное принятие парламентом законопроекта о налоге на выведенный капитал повлияет на сроки пересмотра программы сотрудничества с Украиной – и, таким образом, получения очередного транша.
"У нас есть серьезная озабоченность по поводу потери доходов, которая при отсутствии… компенсирующих мер еще больше подорвет одну из основных целей поддерживаемой МВФ программы: обеспечить финансовую устойчивость. С этим предложением было бы очень сложно убедить Исполнительный совет МВФ в том, что налогово-бюджетная политика Украины останется на правильном пути, чтобы уменьшить ее еще высокий уровень государственного долга и поставить государственные финансы на надежную и устойчивую основу. Таким образом, представление этого предложения приведет нас к тому, что мы не сможем завершить рассмотрение ожидающей программы. Поэтому мы настоятельно призываем вас не представлять этот законопроект в парламент", – процитировал Шимкив письмо МВФ.
На какие уступки готова Украина
Президент Украины Петр Порошенко, в свою очередь, отметил, что готов к компромиссам по законопроекту о налоге на выведенный капитал. Так, президент согласен на введение этого налога на для части бизнеса.
"Я готов к любым компромиссам… На первых этапах это может касаться малого и среднего бизнеса", – рассказал Порошенко.
Президент Украины заявил, что готов к "непростым дискуссиям" в Европейской Бизнес Ассоциации и Американской торговой палате относительно такого нововведения, но подчеркнул, что такой налог может стать "мощной инъекцией, чтобы стимулировать экономический рост".
При этом Министерство финансов Украины планирует внести законопроект о налогообложении выведенного капитала в Раду вместе с Бюджетной резолюцией (летом 2018-го года) – учтя в последней как необходимость сократить расходы бюджета в случае принятия закона, так и результат консультаций с МВФ.
"Минфин начал работу над разработкой обновленной трехлетней Бюджетной резолюцией. Мы в нее заложим внедрение модели обложения налогом на выведенный капитал, но также отработаем с коллегами из министерств и соответствующее сокращение государственных трат. Затем проведем консультации с МВФ. Когда это будет согласовано, вынесем этот вопрос на Кабмин, после чего пакет – Бюджетная резолюция плюс законопроект о налоге на выведенный капитал будут внесены в парламент", – рассказал Данилюк.
Налог на выведенный капитал и офшорный вопрос
Отметим, в начале января ряд стран, в том числе Латвия и Эстония, попали в список "офшорных" с точки зрения Киева в связи с тем, что в них налог на прибыль составляет 0%, что отвечает критерию включения страны в такой перечень Минфина.
Недоразумение состояло в том, что в этих странах налог на прибыль как раз и был заменен на налог на выведенный капитал, который собирается вводить и Украина.
Эстония, Латвия и попавшая в тот же список Грузия тогда выступили решительно против того, чтобы Украина считала их офшорами, и указали на тонкости в своих системах налогообложения.
Консультации на уровне министерств и встречи глав правительств стран позволили прояснить ситуацию, и в конце января Украина исключила пять стран из своего "офшорного" списка.
Источник