Кому это выгодно, или зачем бизнес проверяют 70 госорганов
Президент черновицкой компании "Техно Плюс" Вячеслав Добровольский пережил в прошлом году не одну проверку. "В нашей бухгалтерии двадцать два человека, — рассказывает бизнесмен. — На компанию реально работает три бухгалтера, остальные — на проверяющих", пишет chp.com.
Вячеслав Добровольский не одинок — те же проблемы и у остальных отечественных предпринимателей. По подсчётам Всемирного банка, средняя украинская компания вынуждена тратить 491 человеко-час на налоговую отчётность (для сравнения: в Белоруссии этот показатель составляет 338 человеко-часов, в России — 177). Но налоговики — не единственные контролёры украинского бизнеса. В апреле Федерация работодателей Украины составила реестр отечественных контролирующих органов. В список попало 70 госучреждений, задача которых проверять и штрафовать.
Потери и риски
По данным федерации, в прошлом году инспекторы разных ведомств проверяли бизнесменов 2 млн раз. Год назад глава ГНСУ Александр Клименко заявлял, что украинские инспекторы бьют рекорды по сравнению с коллегами из стран СНГ по темпам сокращения проверок. Например, в 2011 году этот показатель был снижен на 61,3%. В первом квартале этого года график проверок Министерства доходов и сборов также предполагает уменьшение числа ревизий на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Но есть нюанс: под сокращением числа проверок подразумеваются плановые мероприятия, а есть же и внеплановые визиты. И потери бизнеса здесь зашкаливают. По итогам года отечественные предприятия уплатили в бюджет 991 млн грн. штрафов и доначислений. Хотя контролёры выписали в три раза больше — 3,4 млрд грн. Это значит, что большую часть финсанкций предприятиям удалось успешно оспорить в надзорных инстанциях и судах.
Но эти цифры меркнут в сравнении с недополученной прибылью, связанной с частичным или полным простоем компаний во время ревизий. В течение года контролёры приостанавливали работу 154,6 тыс. предприятий. В среднем компании теряют по этой причине 45 рабочих дней в году, или, по данным Федерации работодателей, 27 млрд грн.
На самом деле подсчитать экономический ущерб в данном случае невозможно. Простои и штрафы — лишь верхушка айсберга. Компании, которым приходится жить на осадном положении, вынуждены тратиться на бухгалтеров и юристов. А потери бюджета — это не только неуплаченные из-за простоя налоги, но и расходы на содержание самих контролёров (24 млрд грн. в год). Сложно представить, как изменился бы ВВП, если бы около 300 тыс. правоохранителей (примерно таков штат украинских силовиков, в той или иной мере контролирующих бизнес) пополнили ряды мелких предпринимателей, фермеров, производственников и вольных художников.
Но и потери рабочей силы — ещё не всё. Раздутый госаппарат и запутанное законодательство — питательная среда для коррупции. По словам Виктора Януковича, страна из-за коррупции ежегодно теряет около 20 млрд грн. Президент говорил о коррупционном налоге, а ведь есть ещё и ущерб, связанный со скверным инвестиционным климатом.
Что делать
Рецепт стандартен: дерегуляция, устранение дублирующих функций контролёров, разработка унифицированных методик аудита. Эксперты международных организаций, в частности Международной финансовой корпорации, настаивают также на внедрении риск-ориентированного подхода. Это когда проверяют не всех подряд, а лишь подозрительных субъектов предпринимательской деятельности.
История знает примеры и радикальных подходов. В Грузии, например, несколько лет назад власти действовали хирургическими методами. Штаты министерств и ведомств сокращались в разы, а некоторые подразделения устранялись за ненадобностью. Так были ликвидированы санэпидемстанция и пожарная инспекция (хотя санитарные и противопожарные нормативы сохранились). В итоге количество отравлений и пожаров не возросло, зато Грузия сегодня в рейтинге Мирового банка по удобству ведения бизнеса занимает 9-е место в мире, обогнав Швецию и Финляндию. А вот Украина со своей 137-й строчкой в списке уверенно держится на уровне не очень развитых держав.
Все в сборе
Полный перечень государственных органов, проверяющих украинский бизнес
1. Администрация Государственной пограничной службы
2. Администрация Государственной службы специальной связи и защиты информации
3. Антимонопольный комитет
4. Ветеринарная милиция по проведению карантинных ветеринарных мероприятий
5. Генеральная прокуратура*
6. Государственная авиационная служба
7. Государственная автомобильная инспекция
8. Государственная администрация железнодорожного транспорта
9. Государственная архивная служба
10. Государственная архитектурно-строительная инспекция
11. Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба
12. Государственная экологическая инспекция
13. Государственная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей
14. Государственная инспекция по энергетическому надзору за режимом потребления электрической и тепловой энергии
15. Государственная инспекция учебных заведений
16. Государственная инспекция сельского хозяйства
17. Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте
18. Государственная инспекция по безопасности на наземном транспорте
19. Государственная инспекция по контролю над ценами
20. Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей
21. Государственная инспекция по вопросам труда
22. Государственная инспекция ядерного регулирования
23. Государственная казначейская служба
24. Государственная пробирная служба
25. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба
26. Государственная служба экологии и недр
27. Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности
28. Государственная служба занятости
29. Государственная служба интеллектуальной собственности
30. Государственная служба статистики
31. Государственная служба по лекарственным средствам
32. Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (пожарные)
33. Государственная служба по вопросам защиты персональных данных
34. Государственная финансовая инспекция
35. Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению
36. Государственное агентство земельных ресурсов
37. Государственное агентство лесных ресурсов
38. Государственное агентство резерва
39. Государственное агентство рыбного хозяйства
40. Государственное агентство по вопросам кино
41. Государственное агентство по туризму и курортам
42. Государственное агентство по управлению зоной отчуждения
43. Государственное космическое агентство
44. Государственная служба финансового мониторинга
45. Инспекция государственного портового надзора морского рыбного порта Украины
46. Инспекция государственного портового надзора морского торгового порта Украины
47. Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков
48. Министерство аграрной политики и продовольствия
49. Министерство внутренних дел
50. Министерство доходов и сборов
51. Министерство экологии и природных ресурсов
52. Министерство экономического развития и торговли
53. Министерство энергетики и угольной промышленности
54. Министерство образования и науки
55. Министерство охраны здоровья
56. Министерство юстиции
57. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку
58. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики
59. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации
60. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг
61. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков и финансовых услуг
62. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания
63. Национальный банк
64. Пенсионный фонд
65. Счётная палата
66. Служба безопасности
67. Фонд государственного имущества
68. Фонд социальной защиты инвалидов
69. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
70. Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности