Какие риски для экономики несут новые правила предоставления госгарантий по кредитам
5 угроз новой инициативы Минфина
Закон «О госбюджете на 2013 год» разрешил министерствам и местным органам власти брать кредиты под госгарантии на общую сумму 50 млрд гривен. За первый квартал этим правом не воспользовались ни разу, свидетельствует отчет Госказначейства о выполнении госбюджета. Но скоро все может измениться.
Через пять месяцев после начала бюджетного года Минфин разработал Порядок привлечения в 2013 году средств под государственные гарантии (есть в распоряжении Forbes), который должен запустить этот процесс. В документе предлагается предоставлять госгарантии центральным и местным органам власти на срок до 10 лет и погашать их из государственного и местных бюджетов. Forbes ознакомился с содержанием документа и нашел в нем пять спорных моментов.
1. Бюджетный кодекс Украины четко разграничивает финансовую ответственность центральной и местной власти. Госбюджет не несет ответственности по обязательствам местных бюджетов и наоборот. Предложенный Минфином порядок заимствований такого разграничения не делает, говорится в выводе Министерства юстиции к документу. Выходит, по займу под госгарантии, привлеченному, к примеру, Одессой или Львовом, нести ответственность будут налогоплательщики всей страны.
Если документ вступит в силу, по займу под госгарантии, привлеченному, к примеру, Одессой или Львовом, нести ответственность будут налогоплательщики всей страны
2. Получить госгарантию по кредиту можно будет, по сути, под любой проект – настолько широк перечень критериев, которым должна отвечать заявка на получение госгарантий. К примеру, претендовать на них можно будет, если проект усиливает экспортный потенциал Украины, позволяет заместить импорт, поддержать национального производителя, улучшает защиту экологии или просто создает рабочие места.
3. Одно из главных опасений, которые эксперты высказывали в связи с инициативами Кабмина по изменению процедуры выдачи госгарантий – такие нововведения могут привести к неконтролируемому росту госдолга, та как дадут заемщику право делать займы под госгарантии, не требуя при этом обязательного погашения этого кредита. Судя по разработанному Минфином Порядку привлечения в 2013 году средств под государственные гарантии, с этим риском в правительстве даже не спорят: в документе прямо написано, что «источником для возврата кредитов будет государственный и (или) местные бюджеты или другие, не запрещенные законом источники». Залог под предоставляемый кредит вовсе не обязателен.
4. В документе нет ссылки на то, что госгарантии по кредитам не должны превышать сумму, прописанную в государственном бюджете на 2013 год – 50 млрд гривен. Хотя, судя по опыту прошлого года, эту планку довольно легко поднять: в 2012-м общий размер госгарантий изначально планировался лишь на уровне 15 млрд гривен, а по итогу этот показатель был увеличен до 79 млрд гривен.
5. Формально утверждать список проектов, имеющих право на получение госгарантий, будет два органа: Межведомственная рабочая группа и Финансово-кредитный совет по отбору проектов. Рабочую группу возглавит первый замминистра экономического развития и торговли (Анатолий Максюта), в ее состав войдут представители МЭРТ, Минфина и Минрегионбуда.
В Финансово-кредитный совет по отбору проектов войдут министры экономического блока правительства, главы НБУ и госбанков, а руководить им будут первый вице-премьер Сергей Арбузов, вице-премьер Александр Вилкул и министр финансов Юрий Колобов. Но по факту рабочая группа будет делать лишь предварительный анализ заявок на госгарантии, а принимать решение будут руководители Финансово-кредитного совета. Они, к примеру, будут определять, сколько нужно платить получателям средств за госгарантии (и кому из них они будут предоставляться бесплатно), нужен ли залог под кредит. И они же смогут отказать проекту в праве на предоставление госгарантий по любой причине, которую «сочтут аргументированной», говорится в проекте Порядка.