Как бизнесмену сохранить репутацию. Стратегия
Жесткий политический конфликт в Украине может нанести вред любому бизнесмену
Суть – в сохранении репутации и ответе на возможный вопрос ребром: «Ты за наших или за врагов?». Причем в образе врага выступает тот, кого выберет большинство вашей целевой аудитории.
По умолчанию, репутация в бизнесе – это его надежность. Если вы продаете пирожки, то черви в них неуместны. Некорректно заниматься финансовыми махинациями в отношении партнеров. И так далее.
Однако теперь мы живем в условиях жесткого политического кризиса. Он разделил граждан страны на противоборствующие лагеря. Каждый лагерь называет себя «белым», а противника – «черным». В этой нервной ситуации бизнесмену важно сохранить свою репутацию.
Речь идет о публичном пространстве: СМИ и социальных сетях. Описанные ниже три этапа сохранения репутации – это необходимость в условиях, в которых эмоциональная составляющая находится выше рациональной.
Первый этап. Глобальная стратегия
- Определите, какой исход противостояния и какую сторону вы поддерживаете.
- Следом узнайте, какую сторону поддерживает ваша целевая аудитория.
- Если ваши взгляды разнятся, подумайте, насколько большую важность представляет для вас бизнес.
- Выбрав бизнес, откажитесь от трансляции собственных убеждений в публичное пространство.
- Если взгляды совпадают, то вам будет проще выполнить последующие этапы.
Второй этап. Стратегия бизнеса
- Заготовьте публичную позицию. Она является простым текстом, в котором вы поясняете целевой аудитории отношение вашего бизнеса к ситуации. Важно, чтобы прочтение текста не вызывало дополнительных вопросов у читателя. Если вы поддерживаете мирное разрешение конфликта, напишите об этом прямо.
- Необходим пул надежных журналистов, которые смогут максимально быстро распространить вашу позицию. Журналист должен передать текст именно в том виде, вплоть до буквы, в котором вы его написали. Позицию должна прочесть ваша целевая аудитория, а не какие-то посторонние люди.
- Ваши сотрудники должны следовать внутренним инструкциям. Для этого сами инструкции нужно написать и распространить среди всех сотрудников. Если вы поддерживаете одну из сторон и не желаете, чтобы ваши сотрудники в публичных местах поддерживали какую-то другую сторону, обозначьте это в инструкции. Если вы считаете, что у каждого сотрудника может быть свое мнение, обозначьте это.
Третий этап. Персональная стратегия
- Избегайте публичных дискуссий на политические темы. Суть каждого конфликта в интернете заключается в укреплении собственной мысли. Вы не сможете кого-то переубедить, но легко поссоритесь с целевой аудиторией. Если ваша позиция противоречит позиции большинства потенциальных клиентов, откажитесь от категоричных суждений.
- Откажитесь от употребления эмоциональных характеристик в адрес оппонентов. Предположим, вы поддерживаете одну сторону конфликта. Помните, что деньги любят тишину, а негативная информация распространяется быстрее в качестве слухов. Потому не называйте оппонентов «идиотами», «дураками» и подобными словами.
- Подготовьте ряд месседжей. Например, о «поддержке мирного исхода событий». Эти месседжи пригодятся вам в том случае, если кто-то очень важный задаст вам вопрос ребром: «Ты за кого?». Ответ на этот вопрос должен быть в таких местах: вашей голове, вашей записной книге, вашем блокноте, голове вашего пресс-секретаря.
Идеальный вариант для минимизации репутационных рисков
- В начале конфликта публично (на своих сайтах и страницах в социальных сетях) обозначьте позицию в двух пунктах: мирное разрешение конфликта и поддержку свободы высказываний всех граждан Украины, включая сотрудников своего бизнеса.
- Соблюдайте тишину и не вступайте в политические дискуссии.
- На любые вопросы о вашем отношении к конфликту цитируйте свою позицию.
Исключение из всех вышеописанных пунктов составляют импозантные бизнесмены. Например, Ричард Бренсон или Артемий Лебедев. Собственно, импозантность и нестандартность в суждениях – часть их успеха в бизнесе.
Если вы считаете своим долгом поддержать одну из сторон конфликта, можете переступить через правила безопасности репутации. Но важно помнить, что эмоции улягутся, а неприятный осадок может остаться.