Как бизнес воспользуется снижением налога на прибыль и НДС
Уменьшение с 2014 года налоговой нагрузки может высвободить для бизнеса компаний 30 млрд гривен
«За последний год Киев снизил ставку налога на прибыль до 19%, ввел систему электронного декларирования, начал сближение налогового и бухгалтерского учета», – перечислял министр доходов и сборов Александр Клименко достижения, выступая перед предпринимателями на организованной украинским правительством конференции «АВС: Украина – партнеры». В 2014 году экономика получит новый стимул в виде снижения налога на прибыль и НДС, считает министр.
Но предыдущие улучшения в фискальной сфере результатов пока не принесли: налоговый индекс, составляемый Европейской Бизнес Ассоциацией в октябре-2012 – марте-2013, снизился на 0,1 балла, до 2,32 балла (из пяти возможных). «В прошлом ставки налога на прибыль для ряда отраслей, к примеру, судостроения или легкой промышленности, были снижены до нуля. Но это не привело ни к росту эффективности, ни к росту прибыльности бизнесов», – констатирует ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. К тому же в Украине есть традиция не вкладывать прибыль в развитие производства, а выводить ее через дивиденды.
Большая разница
Почему в этот раз эффект для бизнеса должен быть ощутимее? С 2014-го, кроме уменьшения с 19% до 16% налога на прибыль, будет снижена ставка налога на добавленную стоимость – с 20% до 17%. Налог на прибыль никогда не был слишком большой обузой для бизнеса, в том числе и для нашего, говорит топ-менеджер одной из крупных консалтинговых компаний.
Если допустить, что поступления от этих налогов в 2014 году сохранятся на уровне 2013-го, на снижении НДС на 3 процентных пункта (п.п.) бизнес может сэкономить около 23 млрд гривен в год. Уменьшение налога на прибыль на те же 3 п.п. сохранит компаниям дополнительные 9 млрд гривен.
Стимулирующий эффект от снижения налогов будет одинаковым не для всех. К примеру, аграрный сектор платит НДС, но он не перечисляется в бюджет, а остается у самих предприятий. Эффекта от снижения НДС он практически не ощутит.
Это должно улучшить финансовые результаты компаний и инвестиционную привлекательность украинского бизнеса. Правда, стимулирующий эффект от снижения налогов будет одинаковым не для всех. К примеру, аграрный сектор платит НДС, но он не перечисляется в бюджет, а остается у самих предприятий. в итоге, эффекта от снижения НДС практически не ощутит, отмечает Олег Бахматюк, владелец агрохолдинга Ukrlandfarming.
Мало толку будет от «фискального потепления» и для алкогольной и табачной отрасли. К примеру, в прошлом году компания «Carlsberg Украина» заплатила в госбюджет 1,2 млрд гривен налогов, две трети из которых составил акциз. Поэтому снижение ставок других налогов существенного влияния на предприятие не окажет, признает генеральный директор «Carlsberg Украина» Петр Чернышов. Примерно так же ситуация выглядит для всех остальных плательщиков акцизов – производителей крепкого алкоголя, сигарет и т.д.
В однозначной выгоде окажутся главным образом капиталоемкие и экспортно ориентированные отрасли, подчеркивает управляющий партнер «Делойт» Владимир Вахт. И дело не только в самом по себе снижении ставок. «Многие экспортеры не получают возмещения НДС. Это вымывает у них оборотные средства. И если ставка НДС снизится, объем невозмещений также автоматически сократится», – объясняет Вахт. Это улучшит финансовую ситуацию для многих производителей.
Все на борьбу с конкурентами
Против грядущего снижения ставок выступает Международный валютный фонд. Его экономисты считают, что время для таких шагов сейчас не самое лучшее, и, чтобы не ухудшить ситуацию с дефицитом бюджета, предлагают отложить снижение налога на прибыль до более «сытных» времен, а от снижения НДС отказаться вовсе. Но в Кабмине отказываться от своих планов пока не намерены. «Снижение налогов даст возможность бизнесу вкладывать средства в промышленные мощности. Другого пути (для стимулирования) бизнеса сегодня нет», – уверен Клименко.
В законодательном поле можно даже специально прописать, что средства (сэкономленные за счет снижения ставок налогов) должны идти на капитальные инвестиции, на увеличение мощностей компании
Бизнес – только за. «Снижение ставок налогов положительно скажется на экономике», – считает гендиректор сельхозкомпании «Нибулон» Алексей Вадатурский.
Опрошенные Forbes бизнесмены уверяют, что будут использовать «фискальное потепление» исключительно в целях повышения конкурентоспособности своих компаний – для снижения себестоимости продукции и дополнительных инвестиций в производство, чтобы его расширить или модернизировать. «Если себестоимость наших услуг снизится (за счет уменьшения ставки НДС), то и для наших клиентов они будут дешевле», – убеждает Вахт из «Делойт». В результате снижения цен на внутреннем рынке украинцы смогут приобрести больше товаров, а это увеличит внутренний спрос и даст толчок развитию экономики, добавляет он.
«Весь ресурс, который мы сэкономим за счет снижения налога на прибыль и НДС, мы будем инвестировать в свое развитие», – прогнозирует Чернышов из «Carlsberg Украина». Тот же настрой и у Бахматюка. «В законодательном поле можно даже специально прописать, что средства (сэкономленные за счет снижения ставок налогов) должны идти на капитальные инвестиции, на увеличение мощностей компании и т.д.», – предлагает бизнесмен.