Итоги недели: изменения в статусе прокуратуры и новые детали налогообложения
Эта правовая неделя обозначилась принятием, обсуждением и вступлением в силу множества важных нормативно-правовых актов, в том числе и таких, которые непосредственно затрагивают интересы субъектов предпринимательства.
Законы, вступившие в силу
Прокуратура и бизнес. С 1 декабря (за исключением некоторых норм) вступил в силу Закон № 5288-VI относительно деятельности прокуратуры, которым вносятся изменения в 18 разных законодательных актов Украины. Главной целью данных изменений является уменьшение роли влияния органов прокуратуры на ведение хозяйственной деятельности субъектами предпринимательства. В частности, Закон предусматривает:
1) отмену полномочия прокурора по изданию обязательных для исполнения актов прокурорского реагирования и установление единого акта на выявленные нарушения закона в виде представления (подання — укр.).
Согласно Закону, внесение представления не влечет за собой:
— автоматической остановки действия нормативно-правовых актов;
— прекращения определенной деятельности субъекта хозяйствования или обязательства совершать действия относительно безусловного устранения нарушений;
— необходимости совершения действий или безусловное устранение нарушений, которые, по мнению прокурора, имели место.
2) прокурорский надзор за соблюдением и применением законов осуществляется только на основании постановления, в котором четко указывается об основаниях прокурорской проверки. Кроме того, устанавливается запрет проведения прокурорской проверки по заявлениям и обращениям физ- и юрлиц до их предварительного рассмотрения компетентными органами власти или непринятия ими в установленные сроки решения по этим вопросам.
Напомним, что необходимость урезать функции прокуроров в отношении бизнеса уже поднималась не один раз. Раннее экспертами отмечались проблемы с правоприменением норм Закона «О прокуратуре» с точки зрения советского понимания деятельности прокуратуры как таковой, указывая на их многочисленные т.н. «превышения служебных полномочий», к которым возможно отнести злоупотребление функциями надзора и выдачей актов прокурорского реагирование без реальной на это необходимости. Как отмечал генеральный прокурор штата Калифорния Ивелл Янгер: «Некомпетентный прокурор может затянуть передачу дела в суд на месяцы или годы, а компетентный прокурор — на гораздо более длительный срок».
Среди возможных последствий реализации новых норм остается несколько открытых вопросов. В частности, на первых порах изменения могут вызвать небольшой диссонанс в системе отраслей власти, в которой прокуратура много лет «играла роль» функции надзора за соблюдением законности в обществе и т.д. Хотя не стоит упускать тот момент, что однозначным позитивным шагом навстречу реформе прокуратуры выступает определения единого акта прокурорского реагирования в виде представления.
Налоговые разъяснения
Декларация цены на акциз. Приказом ГНС от 30.11.2012 г. № 1089 разъясняется, что изменение любых сведений, которые содержатся в Декларации о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию), может осуществляться не чаще одного раза в месяц путем представления Декларации (в любой день месяца), но не позже, чем за 5 календарных дней до начала следующего месяца.
Документ принят с целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства.
Упрощенная система налогообложения: новые детали. Налоговая письмом от 26.11.2012 г. № 6017/0/61-12/15-2216є сообщила, что средства, которые после налогообложения переведены со счета плательщика единого налога — юрлица на счет того же предприятия в другом банке не подлежат повторному налогообложению единым налогом по определенной ставке.
Документ принят с целью разяснения вопросов применения отдельных норм налогового законодательства субъектами хозяйствования, находящимися на упрощенной системе налогообложения.
Другие акты законодательства
Альтернативная электроэнергия. Надлежащее внимание на этой недели также привлекли и несколько законодательных актов (Закон от 20.11.2012 г. № 5485-VІ, постановления НКРЭ от 11.10. 2012 г. № 1314 и от 02.11.2012 г. № 1421 и др.) о внесении изменений в действующие законодательсво, которые утверждают «зеленый» тариф на электроэнергию, произведенную субъектами хозяйствования на объектах электроэнергетики, которые используют альтернативные источники энергии.
Целью документов являеться стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников. В частности, предусматривается конкретная детализация внедрения зеленого тарифа, а именно:
— определяются понятия и особенности, субъекты и сроки применения «зеленого» тарифа;
— установлен срок действия «зеленого» тарифа;
— утверждены Примерные договоры, которые заключаются с субъектами хозяйствования, производящими электроэнергию с использованием альтернативных источников и т.д.
Требования к наименованию. Минюст приказом от 22.11.2012 г. № 1718/5 внес изменения в раздел II Требований к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения.
Целью приказа № 1718/5 выступает согласование норм Требований с действующим законодательством.
Документ предусматривает уточнения норм о новых особенностях использования юрлицами и общественними объединениями собственних наименований, в том числе и использования имен (псевдонимом) физлиц, юбилейные и праздничные даты, названия и даты исторических событий и т.д.
Таможенные пошлины по тарифам ВТО. Президент подписал Закон № 5476-VI о внесении изменений в Таможенный тариф относительно приведения ставок ввозной пошлины в соответствие с критериями ВТО.
Документ начнет действовать с нового года и предусматривает повышение ставок ввозной пошлины, в частности, на машины, оборудование и механические устройства.
Закон принимался с целью поддержки отечественного товаропроизводителя путем предоставления ему определенных льгот, которые помогут конкурировать с аналогичными импортными товарами.
Перспективы законотворчества
«Бизнес» на упаковке. Общественный и предпринимательский интерес на этой неделе привлекло обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на развитие переработки твердых бытовых отходов» (№ 11402), инициированного Госпредпринимательством. Проект предусматривает введение двойного дополнительного сбора, а именно: с одной стороны — сбор с производителей и импортеров упаковки, с другой — сбор с импортеров и производителей товаров, для упаковки которых эта упаковка была использована. При этом стоит отметить, что большинство отечественных производителей тары/упаковки одновременно являются и утилизаторами этих отходов упаковки в качестве вторичного сырья.
Разработчики проекта закона отмечают, что данных нововведений требует национальный проект «Чистый город», которым предусмотрено переразпределения средств на создание отрасли переработки мусора и отходов.
Бизнес же в свою очередь обращает внимание на то, что принятие законопроекта приведет к повышению цен на товары в упаковке. В свою очередь, следствием таких действий станет падение производства основных товаров в упаковке (например, пищевых продуктов), что негативно отразится на финансово-хозяйственной деятельности отечественных и иностранных предприятий и приведет к существенным сокращениям платежей в бюджет.
Акциз на ценные бумаги. 06.12.2012 г. парламент принял во втором чтении и в целом законопроекты № 11284 и № 11285 относительно усовершенствования администрирования налогов и сборов. Принятыми изменениями уточняются отдельные положения законодательства относительно взимания налога на прибыль предприятий, упрощенной системы налогообложения и администрирования налогов.
Главным тезисом изменений в действующее законодательство является введение акцизов на операции с ценными бумагами в Украине.