Две стратегии предпринимателя, начинающего технологический бизнес.
Искать ли новые решения на существующих рынках или придумывать новые, еще не существующие?
По данным Ipsos, 70 процентов брендов на полках не проживают и двух лет, а 80 процентов идей и концепций не доживают до реализации. В России не успевают отметить первый день рождения 80 процентов выпускаемых на рынок товаров.
Кажется, что сейчас мы уже несколько лет переживаем стартап-бум в IT-сфере. Проекты растут как на дрожжах, но так же и скисают. На самом деле, по данным исследований, только один из шести стартапов доживает до состояния, когда он может стать хотя бы интересной идеей для дальнейшего инвестирования.
Поэтому наивно полагать, что в IT-бизнесе вас ждут сказочные деньги, стабильность и тихий домик у реки. Угадать, какую идею поддержать на раннем этапе, – один из ключевых навыков в этом деле. Да, традиционный нетехнологический бизнес гораздо менее требователен к инновациям – в банковском деле или в недвижимости все меняется медленно, но в IT вы должны всегда держать руку на пульсе.
IT-бизнес всегда инновационный. Инновации напрямую заложены в продукте и в буквальном смысле являются двигателем рынка и основным инструментом в высококонкурентной борьбе. Вспомните, большие корпорации вроде Google всегда скупают подчистую мало-мальски перспективные идеи. Они не могут просто быть самым популярным поисковиком, им постоянно необходимо вырываться вперед в гонке инноваций, интуитивно внедряя то, что вот-вот может выстрелить. Вы считаете, что это лишнее? Тогда лучше займитесь недвижимостью.
В этой среде действуют законы эволюции и естественного отбора. Например, продукт появляется, когда его очень ждут. Спрос рождает предложение, идею, витающую в воздухе, которую кто-то хватает за хвост. Примером может служить история Цукерберга. Людям была нужна простая социальная сеть – интернет уже был достаточно развит и наполнен информацией. В России был нужен свой Facebook – перефразируя робота Бендера, с музыкой и видео, – и Дуров сделал его.
Еще бывает так, что для продукта наступает «звездный час»: среда вокруг формируется так, что ваша идея оказывается необходимым рабочим инструментом. Когда Apple набирала популярность и многие покупали компьютеры этой марки, возникла потребность переноса ПО, разработанного для Windows, на эту платформу; но пока компьютеры Apple строились на процессорах Power, решения не было. Именно в тот момент компания Parallels, располагавшая технологией виртуализации, помогающей решить проблему, оказалась способна быстро занять свободный рынок.
Если не следить за этими трендами, если упустить один такой шанс, вряд ли он повторится в дальнейшем. Конкуренция слишком высока, постоянно появляются новые продукты, технологии, и отсутствие инноваций ведет к потере технологичного бизнеса. Кому нужны перфокарты, когда есть флешки? А теперь и флешки скоро будут никому не нужны.
Поэтому IT-компании постоянно заняты поиском новых рынков и инновационных решений для них.
Впрочем, есть и другая стратегия – придумывать инновации на уже существующих рынках. Хотя на рынке может быть уже достаточно много решений, ими могут пользоваться многие люди, идеальных продуктов не бывает. Больше половины IT-менеджеров в России считают, что 44 процента внедренных в их компаниях IT-инноваций не оправдали возложенных на них надежд (исследование агентства Loudhouse). А значит, место для дальнейших инноваций всегда есть.
По такой модели мы строили компанию Acronis: на уже огромный к тому времени рынок резервного копирования данных мы принесли новую технологию, которая позволила производить копирование жестких дисков без прерывания работы операционной системы. По такой же модели я стал строить свой новый проект – компанию Comindware. Мы вышли на уже существующий рынок с инновационной технологией: решили объединить управление как процессами, так и проектами на основе общей платформы с встроенной социальной сетью. Наш подход кардинально отличается, например, от Microsoft, которая специально купила Yammer – социальную сеть для внутрикорпоративного общения – за $1,2 млрд для объединения всех своих продуктов, но до сих пор не может его полностью интегрировать с собственным решением. Мы пошли обратным путем: изначально спроектировали наше решение как единое пространство для совместной работы, разработав не надстройку для уже существующих продуктов, а неотъемлемую часть комплексного продукта.
Выбор между двумя путями внедрения инноваций: создание новых решений или эволюционное развитие на существующем рынке – всегда остро стоит перед предпринимателями в IT-сфере. В случае с разработкой принципиально новой идеи риски огромные: сыграет или не сыграет ставка? Тут все зависит от чутья идеологов. В случае выхода на рынок уже сформировавшийся рыночный риск значительно ниже, но тут есть конкуренция.
Со своим вторым проектом, SlickJump, я пошел как раз путем разработки принципиально нового решения. Мы изучили, как пользователи ищут информацию в интернете, и поняли, что есть потребность в удобном сервисе, который максимально сокращает время поиска информации. Наше решение открывает новые возможности потребления контента и поиска в интернете в одном месте: каждое слово на веб-странице может стать ссылкой, по которой в отдельном окне выдается информация из поисковых систем, и пользователь может сразу получить пояснение, не открывая дополнительные вкладки и не составляя длинные уточняющие запросы.
После управления такими компаниями, как Acronis и Parallels, мне хотелось использовать полученный опыт в реализации новых проектов. Acronis, как, впрочем, и Parallels – это компании, которые растут довольно хорошо, на десятки процентов в год. Но одновременно с этим мне стало понятно, что лучше инвестировать в то, что может принести результаты на уровне десятка тысяч процентов в год, как в свое время развивался Acronis. Я выбрал диверсификацию, запустив сразу два принципиально разных проекта: в первом случае – решение, которое помогает усовершенствовать процессы управления командной работой, во втором – рискнул и стал развивать совершенно новый, потенциально рынкообразующий продукт. Выбор подхода зависит прежде всего от степени вашей прозорливости в плане потребностей рынка и от вашего аппетита к риску. Важно только заранее осознавать не только все преимущества своего выбора, но и уровень связанной с ним непредсказуемости.