Депутатам не удастся побороть финансовые пирамиды
Пытаясь предотвратить создание в стране финансовых пирамид, парламент недавно принял в первом чтении законопроект №11060 «О внесении изменений в статью 4 закона Украины «О финансовых услугах и госрегулировании рынка финансовых услуг». Предоставление финуслуг, не включенных в соответствующий перечень закона, запрещается.
Инициативы законодателей вполне понятны, и их авторы могут рассчитывать на самые лестные отзывы со стороны участников рынка. Между тем, проблема, которую они пытаются решить законопроектом №11060, практически бессмертна и едва ли может быть устранена полумерами.
Действуют профессионалы
Начнем с того, что финансовые пирамиды, на которые нацелено копье парламентариев, существуют настолько давно, что и древнейшая из профессий едва ли старше.
Время от времени по миру прокатывается волна негодования, поднятая очередным разоблачением финансовых мошенников. Иногда виновных находят и наказывают. Но ликвидировать эту проблему полностью не удается. Мошенники – кто с творческой смекалкой, кто просто «в лоб» – умудряются обходить все законодательные препоны и создают все новые и новые пирамиды.
Мошенники умудряются обходить все законодательные препоны и создают все новые и новые пирамиды
Причем происходит это повсеместно: и в странах бывшего СССР, и во вполне благополучных США. Чего только стоит пирамида, организованная Бернардом Мэдоффом. Ее строителю есть чем гордится. Детище американца назвали крупнейшей в мировой истории финансовой пирамидой.
Немногим уступает американцу и Сергей Мавроди. Возможно, пирамида Мэдоффа была более элегантной, поскольку работала не с простыми людьми, а с «белыми воротничками», даже специалистами финансового рынка, зато Мавроди удалось, казалось, невозможное: дважды построить МММ. Да еще открыто, впрямую назвав ее финансовой пирамидой. Собственно, пример Мавроди во всей красе показывает всю бесполезность борьбы с пирамидами путем законодательных запретов.
Размытые формулировки
Но вернемся к законопроекту. Идейно он заслуживает самых лестных похвал, поскольку берет на себя непростую задачу уберечь людей от мошеннических схем в сфере финансов. Путь, избранный законодателями для достижения высокой цели, также заслуживает уважения.
Но пройти по нему до конца парламентарии, на мой взгляд, так и не смогли. Более качественную оценку законопроекту, конечно, сможет дать только юрист, однако даже при первом рассмотрении видно, что ему очень далеко до совершенства. Более того, полагаю, особых сложностей для мошенников он не создаст.
В новой редакции пункта 4 ЗУ «О финансовых услугах и госрегулировании рынка финансовых услуг» мы наблюдаем размытую формулировку, пользуясь которой все тот же господин Мавроди может организовать еще не одну пирамиду в Украине.
Цитирую: «привлечение финансовых активов с обязательством относительно последующего их возврата». Ни одно слово в описании этой услуги не противоречит принципам деятельности финансовой пирамиды.
Еще спустя один пункт мы видим, что законодательно разрешено «предоставление средств в заем, в том числе и на условиях финансового кредита». Следует сказать, что оба эти пункта присутствовали и в прежней версии закона. А в их описании отсутствует в каком-либо виде слово «лицензирование».
Лицензии – минимальная защита
Несмотря на то, что необходимость обязательного лицензирования этих услуг может быть прописана в других нормативных актах, я бы именно в этом законе прописал слово «лицензирование» напротив каждой финансовой услуги, требующей такой меры.
Деятельность финансовых пирамид разрешена сразу двумя пунктами закона
Последний пункт в списке разрешенных услуг гласит: «другие операции, которые отвечают критериям, определенным в пункте 5 части первой статьи 1 настоящего Закона». Обратимся к пятому пункту и прочтем: «финансовая услуга – операции с финансовыми активами, осуществляемые… и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов».
Выходит, что де факто деятельность финансовых пирамид подпадает сразу под два (третий – с натяжкой) пункта разрешенных финуслуг. Безусловно, законодатель предусмотрел, что принадлежность той или иной услуги к упомянутому списку определяется перечнем госорганов, осуществляющих регулирование рынков финуслуг (в частности НБУ, Нацкомфинуслуг и НКЦБФР). Но является ли это гарантией, что новых финансовых пирамид в стране не будет?
Дырка от бублика
Нет, я не призываю бросить все попытки побороть финансовые пирамиды: они необходимы. Но я считаю что нужны более радикальные действия.
Например, в том же законе четко и однозначно разрешить «привлекать финансовые активы с обязательством относительно последующего их возврата» только ограниченному перечню организаций. Избегая любых двусмысленных фраз. Я не хочу сказать, что такими организациями должны быть только банки. Но закон должен ограничить их число и ввести обязательное их лицензирование.
Здесь, впрочем, возникает одна юридическая коллизия. Не так давно Верховный суд Украины подтвердил право населения и предприятий выдавать займы под проценты без лицензий. Как показывает история, несмотря на потери денег, вложенные в финансовые пирамиды в 90-х годах, наши граждане продолжают наступать на те же грабли и в 2010-х.
Поэтому основные усилия в борьбе с финансовыми пирамидами нужно бросить все-таки на повышение уровня финансовой грамотности населения, а не только на латание законодательных дыр.
Источник: forbes.ua