Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №6: Как украинскому малому и среднему бизнесу догонять евр
Какие компании играют решающее значение в экономическом прогрессе западных стран? Первое, что приходит в голову, – корпорации-гиганты, крупные промышленные и IT концерны. Но это не так.
Местный производитель деревянной мебели, кафе на первом этаже дома, клининговая компания, служба такси, дистрибьютор автозапчастей и другие компании сегмента среднего и малого бизнеса (СМБ) делают такой вклад в экономику, как ни одна корпорация из Fortune-1000. Именно поэтому большинство экономических программ в передовых странах руководствуются принципом «Think first small» – «Сначала думать о малом».
Малый бизнес – большие цифры
В Германии 99,7% всех субъектов хозяйственной деятельности – именно SMB. В Украине этот показатель почти такой же – 99,8%. Однако если немцы, работающие в небольших компаниях, обеспечивают больше половины ВВП страны, то украинцы – всего 16,7% (2016 г.). Это уже лучше, чем в 2012-м (тогда доля СМБ в ВВП Украины составляла всего 10,7%), но все еще не впечатляет.
Понятно, что значение имеет не количество предприятий, а качество их работы. Что же позволяет малым и средним европейским компаниям работать прибыльнее и эффективнее?
Оптимизация. Автоматизация. Управление
Даже самые маленькие европейские бизнесы стараются максимально автоматизировать процессы. Скажем, в Австрии легко можно найти тыквенное поле, принадлежащее семейной ферме, на котором выстроена самая высокотехнологичная IoT-инфраструктура. Данные о состоянии посевов передаются на смартфон. Удобрение и полив полностью автоматизированы.
Зарубежная модель управления бизнесом тоже сильно отличается от того, что происходит в украинском СМБ.
– В основе работы европейского предприятия лежат четко выстроенные прозрачные бизнес-процессы, – рассказывает Генеральный директор компании AGELESS Юрий Курлянчик. – Руководитель компании, скажем, в Польше или Германии, в любой момент имеет полную картину бизнеса. Он принимает решения на основе данных, а не руководствуется только опытом и интуицией, как это часто бывает у нас. Всё это обеспечивает специальная программная среда, в которой ведётся вся бизнес-деятельность и консолидируется информация. Как пример можно назвать решение для СМБ SAP Business One, которое с прошлого года доступно и для украинского бизнеса. Это очень популярная в Европе платформа для управления предприятием. Во всем мире ее используют 60 000 компаний из самых различных отраслей. В Украине же она стала востребована после того, как наши предприниматели стали более пристально смотреть в западном направлении. Важную роль играет то, что платформа в виде предустановленных бизнес-процессов открывает доступ к лучшим европейским практикам ведения бизнеса, а также к более чем 400 специализированным решениям для разных отраслей и задач предприятия. В последних собран лучший опыт всех тех десятков тысяч успешных компаний, которые уже используют продукт.
А что у нас?
Большинство украинских компаний СМБ придают мало значения стандартизации бизнес-процессов. Управленческий учет ситуативный и, как правило, «задним числом», когда владелец бизнеса ощущает финансовые просадки. Для управления используют «заточенное» под бухгалтерский учет программное обеспечение.
– К нам всё чаще обращаются с запросами типа «хотим работать на рынке ЕС», «нужен управленческий, а не бухгалтерский учет», «хотим масштабировать бизнес», «нужны прогнозы и аналитика», – делится Юрий Курлянчик. – Мы начинаем исследовать структуру и организацию бизнес-процессов в компании, а там – вообще никакой структуры и ничего похожего на бизнес-процессы. Все занимаются всем. Удивительно, но это как-то работает. Однако очень мешает бизнесу двигаться вперед. Поэтому одновременно с внедрением управленческого ПО мы чуть ли не «с нуля» отстраиваем бизнес-процессы клиента. Всё по европейским бизнес-стандартам. И тогда бизнес становится для собственника прозрачным и управляемым. И не только для него. Инвестфонды и зарубежные партнёры тоже готовы с ним охотно работать.
Своими руками
Пока что существует огромная разница между деловым климатом и бизнес-возможностями в развитых европейских странах и Украине. Инвестиционные программы, льготные условия кредитования, налоговые скидки, прозрачная правовая среда – все это пока не о нас. И хотя Минэкономразвития презентовал в прошлом году оптимистичную Стратегию развития для малых и средних предприятий до 2020 года, однако рассчитывать на государство особо не стоит. Чтобы перенять лучшие практики и опыт эффективного зарубежного делового управления помощь государства не нужна. Открыть для себя новые бизнес-возможности на европейском рынке малый и средний бизнес сможет и сам. Главное – начать.