«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №5: Госдолг: платить больше нечем, но вы держитесь

Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №5: Госдолг: платить больше нечем, но вы держитесь

Финансовая подпитка Украины заканчивается. Все, чем Запад мог поддержать Украину – уже позади. Вывод: чуда никто и не ждал – теперь нам избежать бы полной катастрофы.

За последние четыре года под лозунги о т.н. еврореформах Украина только наращивает свои внешние долги. На конец 2017 года наш общий госдолг достиг $76,33 млрд., что составляет около 85% ВВП страны (по текущему курсу гривна-доллар и учитывая официальный размер номинального ВВП в 2,3 трлн. грн., т.е. $89,2 млрд.).

Кто больше одолжит

Большая часть долга, 49,06 млрд долларов – внешние обязательства государства.

Если в 2013 г. внешняя долговая нагрузка Украины была меньше 50% ВВП, и к 2019 году ожидалось сокращение внешних выплат, то с 2014 года ситуация радикально меняется. После «перемоги» новые чиновники-реформаторы чуть ли не соревновалось друг с другом в том, кто больше из них займет у западных кредиторов, а само назначение займа – дополнительные средства для реализации важных инвестиционных проектов, которые должны затем приносить стране хоть какую-то прибыль – было забыто. С тех пор власти постоянно нужны новые долги для одной цели – чтобы возвращать долги прошлых дет. В 2018 – 2019 годах нас ожидает уже не сокращение, а рост выплат по внешним обязательствам.

Наш главный кредитор, МВФ, всего за три года одолжил 12,1 миллиарда долларов. Это, кстати, несравнимо меньше (а условия несравнимо жестче), чем то, что ожидалось получить от РФ в рамках договоренностей в конце 2013 г. через прямые кредиты и совместные инфраструктурные проекты и инвестиции. И выплаты первых траншей, полученных в 2014 году, Украина начала еще в 2016-м, перечислив МВФ $1,6 млрд. В нынешнем году мы должны выплатить Фонду свыше $2 млрд. А на обслуживание оставшихся долгов Минфин планирует направить почти столько же – около $1,6 млрд. Нынешний 2018 год – пока не самый сложный по выплатам. Но до 2021 года внешние кредиторы Украины ожидают выплат почти $30 млрд., одолженных ранее.

Простые украинцы уже на себе почувствовали все «прелести» долговой политики. По требованию МВФ Кабмин в 2016 году в два раза повысил тарифы на газ для населения, и это решение повлекло за собой рост стоимости коммуналки и долгов населения по оплате коммунальных услуг. Еще несколько миллиардов транша «стоили» нам пенсионной реформы, после которой пенсию будут получать редкие счастливцы, а большинство будет работать до гробовой доски.

В Давосе на встрече директора МВФ Кристин Лагард с Петром Порошенко опять прозвучало требование повысить тарифы на газ для населения и, вероятно, нас опять ожидает очередной рост цен на коммунальные услуги. Любопытно, сколько таких циклов нам еще предстоит пройти? Сначала внедряются как бы некие реформы, которые косят целый ряд отраслей и стратегических предприятий. Затем в их результате рушится экономика, начинается очередной скачек девальвации и… после вдруг выясняется, что цены монополистов снова не соответствуют «экономически обоснованному уровню», после чего по рекомендации МВФ горе-реформаторам приходится опять повышать цены. И так по кругу.

Помимо МВФ, мы должны вернуть еще 3 миллиарда долларов кредитных гарантий США, под которые также получали валюту для стабилизации курса гривны. Активно занимала Украина и у Еврокомиссии, и у отдельных европейских стран.

Политика жизни в долг

Помимо темы о «пользе» внешних займов, куда серьезней сейчас проблема расчетов с внешними кредиторами. Кабмин сейчас пытается привлекать новые займы, чтобы обеспечить выплаты кредитов, взятых уже в 2014 году. Однако, сейчас, несмотря на желание занять денег у того же МВФ, позиция наших западных кредиторов уже не предусматривает компромиссов. Сейчас от украинской власти требуют продолжения борьбы с коррупцией и выполнения обязательств, которые прописаны в договорах на предоставление кредитов. Кроме того, кредиторы уже не очень верят в способности государства расплатиться по нынешним долгам.

Наша т.н. политэлита по части внешнеэкономического курса и внешних займов жестко разделена на две группы. Официальная власть продвигает политику «берем в долг по максимуму везде, где дают», а по таким вопросам, как необходимость отдавать долги и риск дефолта, пытается «прятать голову в песок». Рациональные рецепты, как спасти украинскую экономику, звучат сегодня только из рядов политической оппозиции. Сажем, лидер «Украинского выбора» Виктор Медведчук утверждает, что иностранных кредиторов сегодня пугает неспособность обслуживания внешнего долга со стороны официальных властей. Он отмечает: «Реальных реформ нет. Из-за коррупции Украина ежегодно теряет 2% роста ВВП (по подсчетам экспертов МВФ). Обслуживать баснословные долги все сложнее, и именно этот факт больше всего пугает кредиторов. Евросоюз уже умерил аппетиты Киева, отказав в выделении 600 млн. евро макрофинансовой помощи. Не исключено, что примеру ЕС последует и МВФ. Возможно, это отрезвило бы украинскую власть, подсевшую на кредитную иглу, и наконец-то заставило бы принять меры для спасения экономики».

Увы, но власть не просто превратила поиск кредитов в официальный и первостепенный государственный курс, а подорвала экспортный потенциал Украины в обмен на жизнь взаймы. «Решительные реформы» последних лет привели к полной деградации промышленности, утрате экспертных рынков машиностроения. Из экспортера высокотехнологичной продукции мы превратились в сырьевой придаток развитых стран. Чтобы рассчитаться по внешним обязательствам, необходим возврат к индустриальной модели экономики. Всего за четыре года Украина потеряла статус производителя высокотехнологичной продукции. Зерновые культуры и железная руда заменили в статьях нашего экспорта самолеты, ракеты и почти все, что называется технологической продукцией машиностроения.

На волю из Зоны

Но для возвращения той структуры экономики, которую мы потеряли и продолжаем терять пора признать факт, который был очевиден для многих еще до начала всех известных событий: Зона свободной торговли с Евросоюзом на действующих с 2014 года условиях для нашей экономики – есть самоубийство. Более того, ее действие разрушает многие другие (не только технологические) сегменты экономики, в том числе и агропромышленный комплекс. Квоты на экспорт нашей аграрной продукции в ЕС исчерпываются буквально за несколько месяцев, а избыток продукции поставлять больше некуда. Россия, а через нее и рынок СНГ – стремительно уходят для наших аграриев. И эту потерю европейское направление компенсировать не смогло, что тоже было понятно сразу. Кстати, несмотря на действующие ограничения, Россия до сих пор пока еще остается крупнейшим торговым партнером Украины.

Увы, но рецепты Медведчука – уже для новой власти (вероятно, более адекватной здравому смыслу, чем нынешние): сняв барьеры в торговле с РФ, Украина получит не только оживление экономики и рост доходов бизнеса и населения, но и увеличение валютных потоков, которые позволят рассчитаться с внешними долгами. К примеру, до начала действия зоны свободной торговли с ЕС, рынок РФ приносил украинским экспортерам не менее $10 млрд. в год товарного экспорта. Плюс еще половину от этой цифры по экспорту услуг (например, газопроводный и нефтепроводный транзит, грузоперевозки и т.п.). Плюс – в Украину шли прямые инвестиции из РФ на создание у нас промышленных площадок (2/3 инвестиций из офшоров, как считается, это тоже был российский капитал).

В общем, казалось бы, вполне себе банальная и очевидная для всех думающих «новость»: только экономическое сотрудничество и кооперация с РФ для Украины вернет шанс не только на восстановление роста экономики, но и качественного развития. Вывод о том, что Украина для решения проблемы выплат по внешним обязательствам должна изменить внешнеэкономический курс, очевиден для украинских предпринимателей и экономистов. Политизация вопроса внешней торговли привела к ее упадку, и катастрофическому дефициту валютных поступлений. Для Украины это выразилось лишь в рекордной девальвации и обвалу доходов всего населения, сопоставимых с катастрофой конца 80-х и начала 90-х.

Увы, но выбор вариантов, как это обычно бывает, ограничен тут лишь двумя направлениями. Государство может отказаться от действия ЗСТ Украины с Евросоюзом (или как минимум, заявить уже сегодня о необходимости существенного пересмотра ряда принципиальных позиций договора), поскольку проект не дал стране экономического роста, а напротив лишь усугубляет катастрофу. А можно оставить и все как есть, но тогда пора готовится к дефолту по выплатам внешних обязательств, ведь европейский рынок (и это уже ясно как божий день) больше не принесет никаких существенных валютных поступлений, которые позволили бы нам вырваться из долгового замкнутого круга.

Автор: Юрий Лукашин

источник

 



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

208
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...