Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №4: Что изменится в блокировании налоговых накладных
Механизм блокирования налоговых накладных и расчетов корректировки (далее НН/РК) вызвал коллапс в работе предприятий. Некоторые из них потеряли покупателей, а некоторые вообще прекратили свою деятельность. Поэтому был введен «тестовый режим», который действует до марта текущего года. После этого будут применяться новые критерии оценки.
В связи с этим Министерство финансов разработало проект постановления об изменениях критериев по блокированию налоговых накладных и расчетов корректировки. Что нового в этом документе, рассказал Олег Добровольский, партнёр Юридического объединения ID Legal Group.
Проанализировав критерии, прописанные в проекте, можно сделать вывод, что существенных изменений не предвидится. Изменится только процедура рассмотрения фискальным органом.
Планируется ввести в действие электронный реестр остановленных накладных, чтобы плательщик в онлайн режиме следил за статусом своей накладной.
Наибольшей радостью для региональных фискалов, а это ДФС в городах и областях и ДФС Украины, станет создание соответствующих комиссий по рассмотрению заблокированных накладных. С какой целью? Видимо, чтобы «оперативно» рассматривали.
Решение комиссии должно быть зарегистрировано в течение семи рабочих дней, в противном случае заблокированная НН/РК регистрируется в автоматическом режиме. Только мы знаем, что режим называется автоматическим, но проводить регистрацию будут фактически работники ДФС, а они на себя такую ответственность брать не будут. Поэтому снова задними числами будут вносить свои решения в электронный реестр.
В данном проекте также указано, что доработана форма отказа в регистрации накладной. Теперь будет отмечаться четкое мотивированное основание для отказа и конкретный документ, который стал причиной.
Жалобу на решение можно будет подавать только в электронном виде (раньше было — в бумажном с соответствующей отметкой). Конечно, предприятию больше не нужно будет ехать на почту или в центральный орган ГФС. Однако электронный кабинет часто не работает, документы не всегда присоединяются и бывают в статусе «в пути», действие электронных ключей заканчивается в ненужный момент. Недостатком также является лишение плательщика права присутствовать и предоставлять дополнительные объяснения на комиссиях по рассмотрению документов, что приводит к дальнейшему обжалованию действий фискалов в судебных органах. Надеемся, что эти вопросы в ближайшее время будут урегулированы.
Еще стоит обратить внимание, что ГФС будет определять положительную налоговую историю плательщика и размещать ее каждый месяц в кабинете плательщика.
Под мониторинг не попадают:
1) накладные, выписанные на неплательщика НДС;
2) объем поставок зарегистрирован в ЕРНН в текущем месяце меньше 500 тыс.грн. и директор занимает аналогичную должность не более чем у трех плательщиков НДС;
3) одновременно введенные показатели имеют значение D более 3% и P (сумма НДС) должна быть меньше только на 30% от наибольшей суммы НДС в зарегистрированной налоговой накладной за последние 12 месяцев.
Попробую привести конкретный пример.
Месячный объем операций предприятия составляет 1 млн.грн., 5 работников. В среднем торговая наценка составляет 12%. В текущем периоде получили подписку в размере 300 тыс. грн.
Указанный показатель D составит менее 3%, и поэтому с уверенностью можно сказать, что налоговая накладная будет заблокирована.
Что же делать предприятию в данной ситуации?
Конечно, необходимо предоставлять исчерпывающий перечень документов, осуществлять анализ уровня уплаты налогов и полученных предоплат, убеждаться в положительной налоговой истории поставщика.
Надеемся, что внесенные изменения принимаются в целях поддержки бизнеса, а не только для создания дополнительных проблем.