№34: Госбюджет-2019. Где правительство будет занимать деньги
Верховная Рада опубликовала проект бюджета на 2019, который был представлен правительством в парламент в прошлую пятницу. Правительство установило целевой показатель дефицита государственного бюджета на уровне 2,3% ВВП (90 млрд грн), аналогично показателю 2018 года. Они ожидают, что доходы и расходы государственного бюджета вырастут на 10% год к году (г/г) — до 1008 млрд грн и 1098 млрд грн. Сообщает «Минфин»
Проект главного финансового документа страны прокомментировала главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
Правительство планирует финансировать дефицит бюджета за счет чистых заимствований на сумму 22 млрд грн в эквиваленте ($0,8 млрд) на внешних рынках и чистых заимствований в размере 52 млрд грн ($1,8 млрд) на внутреннем рынке, а также за счет поступлений от приватизации на сумму 17 млрд грн ($0,6 млрд) по сравнению с 21 млрд грн, которые заложены в бюджет 2018 года.
Официальный макроэкономический прогноз, на базе которого рассчитаны показатели бюджета, предусматривает рост реального ВВП на 3,0% год к году — до 3,9 трлн грн. Он также предполагает замедление инфляции до 7,4% с 9,9% в 2018 году. Среднегодовой валютный курс в 2019 году предусмотрен на уровне 28,2 грн/$, на конец года — 29,4 грн/$.
Предложенный дефицит бюджета соответствует обязательствам Украины в рамках текущей программы сотрудничества с МВФ. Макроэкономические прогнозы правительства предусматривают номинальный рост ВВП на 14% год к году (по сравнению с нашим прогнозом в 10% из-за низкой оценки инфляции). Тем не менее, правительство консервативно моделирует рост доходов и расходов на 10% г/г по сравнению с ростом на 16% и 18% соответственно, заложенным в бюджет 2018 года.
Кроме того, рост доходов и расходов бюджета — ниже темпов роста номинального ВВП, что является долгожданным шагом. Расходы бюджета сдерживаются замедлением темпов роста минимальной зарплаты (+ 12% г/г — до 4173/месяц по сравнению с + 16% г/г в 2018 г.), уменьшением субсидий на жилищно-коммунальные услуги и приостановлением роста зарплат госслужащих в 2019 г. Это позволит увеличить расходы на оборону, образование и здравоохранение. Правительство оценивает, что расходы на обслуживание долга вырастут на 12% — до 145 млрд грн (3,7% ВВП). Это означает профицит бюджета без учета этих расходов на уровне 1,4% ВВП, аналогично целевому показателю 2018 года.
Прилагаемые документы к проекту бюджета, указывают на то, что потребности правительства в финансировании в следующем году составят $ 12,8 млрд. Сюда входит $ 4,3 млрд внешних выплат (почти вдвое превышая $ 2,2 млрд, которые необходимо выплатить в 2018 г.), $5,3 млрд выплат по внутреннему долгу (в том числе около $ 2,1 млрд валютных ОВГЗ), и $3,2 млрд для финансирования дефицита бюджета.
Правительство планирует обеспечить свои потребности в финансировании за счет больших заимствований как на внутреннем, так и на внешних рынках. Предусматривается размещение $7,2 млрд нового внутреннего долга ($1,8 млрд в чистом измерении, что указывает на амбициозную ставку роловера на уровне 135% ) и $5,1 млрд внешних заимствований, в том числе выпуск суверенных еврооблигаций в размере $3,5 млрд. Последняя цифра, судя по всему, включает $0,8-1,0 млрд облигаций, выпущенных под гарантию Всемирного Банка, то есть обычное размещение еврооблигаций составит около $2,5 млрд. Среди других внешних заимствований правительство ожидает получения 500 млрд евро от ЕС (второй транш MFA-IV) и приток проектного финансирования. Стоит отметить, что эти целевые показатели не являются обязательными, а фактические объемы внутренних и внешних заимствований будут зависеть от условий на рынке.
На первый взгляд, проект бюджета на 2019 выглядит консервативным, но нужен детальный анализ для оценки рисков, связанных с доходной и расходной частями. Также нельзя забывать, что ключевые параметры бюджета могут измениться во время обсуждения в парламенте. Предполагается, что Верховная Рада должна принять поправки к проекту бюджета (первое чтение) до 20 октября и провести окончательное голосование до 1 декабря. Так или иначе, мы считаем, что ограниченность вариантов финансирования заставит власть проводить осторожную фискальную политику, несмотря на приближение выборов, с возможным расширением сотрудничества с МВФ, который предусматривает дополнительные гарантии.