Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №3: Аграрии и госбюджет-2018: главные риски и опасения рын
В последние годы сельское хозяйство является одним из главных источников валютной выручки для Украины. Дело в том, что аграрии делают больше 40% всего экспорта нашей страны.
В 2018 году аграрии должны получить из бюджета 1 млрд гривен на развитие фермерских хозяйств. Еще 4 млрд будет направленно в сферу животноводства, а 945 млн на финансовую поддержку сельхозпроизводителей.
Причем в первой версии бюджета поддерживать животноводов настолько активно не планировалось, и сумма была меньше на целых 1,7 млрд гривен. Также не было упомянуто о птицефермах.
Но сегодня многие представители сектора начинают серьезно переживать, не связано ли это с попыткой протолкнуть некоторые непопулярные поправки постфактум.
Например, чтобы львиная доля средств отправилась к крупным операторам рынка вместо декларируемой поддержки мелкого и среднего фермерства, а также увеличения поголовья крупного рогатого скота.
Конечно, власть отмечает только серьезные заслуги сектора. Но каждый раз делает это по-своему. Например, отменяя спецрежим по НДС. С той логикой, что сельское хозяйство сегодня и так изрядно прибыльная отрасль, которой не нужны подачки.
Или, обещая компенсировать кредиты на технику, оглашает условия компенсации (техника украинского производства) уже после того, как основная масса аграриев купила необходимые машины. И тут на удачу: не угадал с производителем — ничего не получил.
Вот почему к бюджету 2018 года фермеры и другие представители сферы подошли скептически. В процессе его обсуждений довольно неожиданно отступили серьезные лоббисты.
Именно поэтому формально бюджет отражает интересы мелких и средних фермеров. С той поправкой, что до сих пор нет разъяснения по некоторым программам и порядке выделения средств.
То есть, кому-то (пока известно только, что речь идет об официально зарегистрированных фермерских хозяйствах) пообещали помочь на 1 млрд гривен.
Но порядка предоставления этой помощи — будет она зависеть от размера хозяйства, численности поголовья скота, или это будет компенсация процентов по кредитам, — не огласили.
Уже даже появились совместные обращения от сразу нескольких ассоциаций производителей с/х продукции с просьбой все-таки прервать неловкое молчание.
Также аграрии опасаются некоторых "незначительных" правок. Например, по общему мнению, в статье о животноводстве на 4 млрд гривен рискует появиться упоминание птиц.
Сама бюджетная программа предполагает компенсацию до 50% средств при строительстве фермы. И так совпало, что крупный украинский производитель курятины как раз говорил о своих намерениях активно строиться в 2018 году, чтобы на 80% нарастить экспорт.
Вот сиди теперь и думай, кому отдадут деньги — его структурам, или небольшим фермерам. С другой стороны, как бы не критиковались программы поддержки, официальное число аграриев растет.
То есть, как минимум, происходит постепенный вывод сферы из тени. На 1 января 2017 года в Украине было зарегистрировано 44 409 фермерских хозяйств, а в 2018 – уже 45 035. Однако это меньше, чем показатель 2013 года, когда в стране работали 49 132 фермеров.
В свою очередь, число подсобных хозяйств оценивается в больше чем 4 млн единиц. Причем в эту оценку могут входить достаточно крупные структуры, обрабатывающие не пару соток у дома, а по 100-150 га совместными усилиями семьи (отец, дядя и три сына).
И как раз они пока не спешат выходить из тени. Потому что не верят в реальность поддержки от государства, и понимают суммы налогов, а иногда даже просто шансы получить отказ в субсидии на коммуналку при условии наличия официальной прибыли.
Конечно, нельзя не сравнить уровень поддержки с/х в Украине, Европе и США. Так у нас на все связанные статьи бюджета приходится около 0,6% суммы государственных расходов. Или чуть больше 0,2% от ВВП.
В Европе дотации аграриям составляют около 50 миллиардов евро в год. В разных странах их уровень отличается, и колеблется в районе 2% ВВП. В свою очередь, Соединенные Штаты тратят на поддержу фермеров около 25 миллиардов долларов в год.
Сегодня мы все еще способны конкурировать по цене на мировом рынке аграрной продукции из-за дешевой рабочей силы и преимущественно ручного труда.
Но такая ситуация обрекает нас на экспорт сырья на годы и годы вперед – волатильного и с низкой добавочной стоимостью.
Потому сегодня Правительство должно запускать программы, направленные не только на количественный рост экспорта, а также давать реальные толчки к инвестированию в средства производства, необходимые для последующих циклов переработки продукции.
Автор: Виталий Кузьмин
Экономический эксперт, управляющий партнер WDD Group