Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №23: Что станет дефицитом и что подорожает в результате бо
Правительство объявило войну нелегальному импорту и запустило программу «Украина без контрабанды». В Кабмине уверяют, что легальный бизнес не пострадает, зато бюджет получит значительный финансовый ресурс от ликвидации контрабандных схем. Сообщает minfin.com.ua
Но есть и еще один немаловажный вопрос: как масштабную войну с теневыми поставками товаров переживет внутренний рынок, который долгие годы был плотно подсажен на контрабандную иглу?
Какие схемы перекроют
Реальных масштабов проблемы не знает никто. По оценке министра внутренних дел Арсена Авакова, от борьбы с контрабандой государство может выиграть 70 — 100 млрд грн. Председатель подкомитета ВР по вопросам таможенного дела и усовершенствованию Таможенного кодекса Татьяна Острикова оценила ежегодный объем контрабанды в 150 млрд грн.
А в Украинском институте будущего подсчитали, что за 2017 год минимальный размер контрабанды из стран, граничащих с Украиной, составил $5,931 млрд. Нелегальные поставки табака, алкоголя, «евробляхи» не учитываются в статистике государств. А потому вычислить расхождения в цифрах таможенных органов Украины и соседних стран невозможно (именно такие расхождения позволяют оценить объемы контрабандных потоков). Плюс в этой цифре не учтены нелегальные потоки китайского ширпотреба.
В любом случае, озвученные цифры впечатляют: такой дополнительный ресурс был бы весьма кстати для украинского бюджета, который хронически страдает от дефицита. Уже с прошлой недели тандем таможенников и представителей Нацполиции должен был бы начать работу на границе, наполняя казну. Правда, пока не понятно, как именно правоохранители будут работать. Ведь таможенный кодекс запрещает им проводить любые действия в зоне таможенного контроля. К тому же, приказ Минфина, регламентирующий координацию действий представителей двух ведомств, пока не появился. Соответственно, делегированные на таможню полицейские остаются сторонними наблюдателями, попутно осваивая систему таможенного оформления «Инспектор-2006», к которой получили доступ.
Основные контрабандные схемы, с которыми будут бороться на таможне, уже известны. Прежде всего, окончательно закрутят гайки контрабандистам, работающим по так называемой схеме «пиджаки». Она работала следующим образом: фуры с импортным товаром разгружались вблизи границы, товар распределялся между физлицами (как правило, жителями близлежащих населенных пунктов). Далее уже товар перевозился через границу, якобы для себя без уплаты налогов. На законодательном уровне эта схема была перекрыта с начала года, когда вступили в силу ограничения на ввоз товаров для собственных нужд. Сейчас украинцы, как и раньше, могут провозить товары общей стоимостью до 500 евро (в аэропортах — до 1000 евро) и весом до 50 кг. Но такое правило действует только для тех, кто отсутствовал в стране более 24 часов и въезжает в Украину не чаще одного раза в 72 часа. Если не соблюдать эти правила, ввезти товары можно только на сумму до 50 евро, что делает схему невыгодной. Однако благодаря спайке таможенников и контрабандистов ее и сейчас продолжают применять, правда, в меньших масштабах. Наличие на границе полицейских, как считают в правительстве, должно отрезвить таможенников-коррупционеров.
Не менее популярна и другая схема завоза грузов без уплаты налогов, когда фура переезжает через границу без досмотра с оформлением на внутренней таможне. Но на пути к оформлению из машины выгружают дорогой товар, подменяя его копеечным. Таким образом, удается сэкономить на таможенных платежах. Теперь все высокорисковые грузы будут проверять и на границе, и на внутренней таможне, сравнивая задекларированные товары. Особое внимание будут уделять изучению самих документов, чтобы отбить у импортеров желание занижать таможенную стоимость. Также в ходе антиконтрабандной кампании хотят перекрыть схему нелегального ввоза автомобилей (когда вместо целой машины декларируется ввоз запчастей) и нелегальный ввоз топлива через порты (когда танкеры разгружаются в нейтральных водах и к причалу уже приходят полупустыми).
Первый итог — тотальный дефицит и рост цен
Цель начатой кампании – легализировать товарные потоки в Украину. Однако контрабандисты, чей бизнес заточен под ввоз товаров без уплаты налогов, точно не станут платить таможенные сборы по полной. Ведь «серые» товары пользуются спросом исключительно потому, что стоят дешевле импортированных официально. Поэтому те, кто промышляет контрабандой, пока займут выжидательную позицию. Попутно будут появляться новые схемы, на которых пока не акцентируют внимание контролеры. Насколько ощутимой будет временная приостановка нелегальных потоков для внутреннего рынка, а, значит, и для рядовых потребителей, можно прикинуть уже сейчас.
Показательный пример – кофе. Это продукт не выращивается в Украине, а значит, и кофе и сырье для его производства у нас полностью привозные. По данным ГФС, в 2017 году Украина импортировала 30,95 тыс. тонн кофе, кофейной скорлупы и заменителей кофе. В то же время, в декабре прошлого года аналитики Pro-Consulting спрогнозировали, что за 12 месяцев объем украинского рынка кофе и кофейных напитков достигнет 65 тыс. тонн. Таким образом, более 50% всего потребляемого украинцами кофе – контрабандный.
Львиная доля нефтепродуктов (53% поставок) импортируется в Украину из Беларуси. По данным Украинского института будущего, дельта объёмов поставок белорусских нефтепродуктов по версиям Укрстата и Белстата в некоторые годы достигала $600 млн. Всего же, по оценкам экспертов, около 30% топлива поставляется в Украину контрабандой.
Долю теневого производства и контрабанды товаров легкой промышленности в ассоциации «Укрлегпром» оценивают в 20,3%. А если добавить возможность торговли дешевыми китайскими и турецкими товарами без учета соответствующего налогообложения, то в результате окажется, что две трети внутреннего рынка наполнены продукцией теневого производства и контрабандой. И только треть — это товары прозрачного бизнеса и легальный импорт.
В Ассоциации предприятий информационных технологий (АПИТУ) отмечают, что в Украину нелегально импортируют около 25% смартфонов, 30% товаров ІТ-сектора и около 50% накопителей памяти. Контрабандой в страну попадают около 20% ноутбуков, 25% планшетов и фотокамер, 25% пылесосов и 20% холодильников и стиральных машин. Больше всего на нелегальной основе завозят iPhone: около 70% — это контрабанда.
Таким образом, по крайней мере, на начальных этапах антиконтрабандной кампании мы рискуем столкнуться с сильнейшим дефицитом товаров народного потребления. Не исключено, что легальные поставщики, пользуясь случаем, попытаются взвинтить цены. К слову, уже после того, как была перекрыта схема с «пиджаками», сильно сократился ассортимент интернет-магазинов, торгующих одеждой, сантехникой, стройматериалами.
Можно, конечно предположить, что работающие на таможне полицейские войдут в сговор с таможенниками, обеспечив контрабандистам беззаботную жизнь. Но против такого тандема точно начнут активно бороться СБУшники, которых сейчас отлучили от таможни (правительство расформировало так называемые «черные сотни», в которые входили и представители СБУ). Разве что негласно в схему придется включать и представителей этого силового органа.
Почему «уголовка» не сработает против контрабандистов
Впрочем, правительство заявляет, что взялось за контрабанду основательно и не допустит дальнейшего сращивания представителей власти и силовых структур с нелегалами. Для этого, по словам премьера, Кабмин уже на следующей неделе предложит парламенту рассмотреть законопроект, которым реанимируется уголовная ответственность за контрабанду.
Ее отменили в 2011 году по инициативе президента-беглеца Виктора Януковича. Контрабандой, по действующим сейчас правилам, считается незаконное перемещение оружия, исторических ценностей, наркотических и сильнодействующих отравляющих средств, радиоактивных материалов, а также специальных технических средств негласного получения информации. За это можно получить тюремный срок от трех до семи лет, за повторное преступление или совершенное в группе — от пяти до двенадцати с конфискацией имущества. За незаконный ввоз остальных товаров предусмотрена административная ответственность: штраф – 100-200% стоимости нелегально ввезенной партии плюс конфискация транспортного средства, на котором этот товар перевозился.
В правительстве поясняют, что восстановление уголовной ответственности необходимо, чтобы ловить и наказывать «крупную рыбу» — организаторов контрабандных потоков. Ведь при существующей сейчас системе максимум, что светит конрабандистам – это потеря части товара, который «хлопнули» таможенники. Установление уголовной ответственности позволит эффективнее выявлять преступные группировки, занимающиеся незаконным ввозом товаров — применять средства оперативно-розыскной деятельности (аресты, прослушивание, наводки и т.д.).
Но в то, что за решеткой окажутся организаторы контрабанды, которые сейчас занимают высокие посты в правоохранительной системе или государственной власти, верится с трудом. Во всяком случае, за все время существования уголовной ответственности за контрабанду, ни одного такого случая зафиксировано не было. Если контрабандистам не удавалось договориться с таможенниками, переговоры перемещались в кабинеты следователей, которым передавались соответствующие дела, либо в судейские комнаты. Учитывая, что с тех пор судебную систему не удалось очистить от коррупции, такие договоренности будут возможны и сейчас.
Автор: Тамара Зверухо