Цикл жизни компании: от основания и до "упора"
Большинство компаний в своем развитии следуют определенному шаблону: рост, стагнация, деградация, прекращение существования. Эту последовательность обычно называют жизненным циклом компании.
Достигнув определенного уровня, развитие компании прекращается. Дальнейшие попытки расширения не приносят результат. Все труднее становится удерживать бизнес на плаву, а отдачи он дает все меньше. Не видя свет в конце тоннеля, команда преданных ТОП-ов сыпется. Владелец отказывается от идеи создания крупной компании, соглашается с сокращением объемов, подумывает о продаже бизнеса.
Существует ли способ преодолеть барьер, в который упирается развитие компании, и изменить фатальный шаблон роста — деградации, создав постоянно развивающуюся компанию, срок жизни которой неограничен? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что именно происходит с компанией, когда она достигает своего предела развития.
Стагнация наступает в момент достижения равновесия между усилиями владельца и его команды, направленными на расширение компании, и противодействием этим усилиям, вызванным внешними неблагоприятными факторами, а также хаосом, замешательством, и несогласованностью действий внутри компании. Когда эти два противоположно направленных вектора становятся равными, рост компании прекращается.
Отсюда видно, что способ увеличения срока жизни компании заключается в усилении способности владельца оказывать влияние на расширение компании, а также в повышении способности компании противостоять внешним контр-усилиями. Другими словами, единственный способ увеличения жизненного цикла компании заключается в реорганизации системы управления компанией, и оптимизации бизнес-процессов.
Оптимизация бизнес процессов приводит к снижению уровня хаоса, замешательства и несогласованности между подразделениями и сотрудниками компании, а реорганизация системы управления, подобно гидроусилителю привода руля в автомобиле, позволяет владельцу добиваться больших результатов при меньших затратах усилий. В результате вектор усилий в направлении развития увеличивается, а вектор противодействия уменьшается, и вместо деградации наступает новый этап развития компании.
Однако новый этап развития компании также не длится вечно. Более высокий уровень организации позволит компании расшириться, что включает в себя увеличение объема производства, рост дохода, и увеличение доли рынка. Но это расширение также приведет к росту уровня хаоса и замешательства, вызванного присоединением «завоеванных территорий», которые, легче захватить, чем удержать. Кроме того, выйдя на новый уровень, компания столкнется с большими внешними проблемами, как то конкуренты, государственные структуры, и прочее. Другими словами, изменится калибр игры компании, и ее рост на этом уровне будет продолжаться до тех пор, пока оба противодействующих вектора снова не сравняются. Когда это произойдет, компании снова придется увеличивать уровень своей организации.
Таким образом, от компании, управляемой вручную, цикл жизни которой ограничен физическими возможностями владельца, мы переходим к «системному бизнесу», т.е. компании, развивающейся по спирали, в которой каждый последующий виток развития обусловлен целенаправленными действиями по повышению уровня организации. Каждый раз, когда существующий уровень организации перестает справляться с уровнем хаоса, замешательства и неблагоприятного внешнего воздействия, возросшим в результате расширения компании на данном витке развития, следует снова повысить уровень организации компании, и в результате вывести бизнес на следующий виток развития.
Следует отметить, что увеличение уровня организации должно быть направлено именно на ту область бизнеса, хаос и неупорядоченность в которой на данном витке развития снижает жизнеспособность компании больше всего. Поэтому прежде чем приступать к реорганизации, очень важно правильно определить область, в которой следует увеличить уровень организации, иначе вместо ожидаемого расширения компании вы получите «излишнюю заорганизованность», ведущую к снижению эффективности и необоснованным затратам. Поэтому первым шагом увеличения уровня организации на любом витке развития компании должна быть диагностика.
Бизнес диагностика включает в себя:
— комплексную оценку персонала,
— анализ учетной системы,
— анализ бизнес-процессов (логистики, управления остатками), — анализ управленческой структуры,
— анализ финансового состояния компании,
— разработку индивидуальной программы развития бизнеса,
— разработку укрупненной организующей схемы компании (для компаний находящихся на первом витке развития),
— презентацию и утверждение программы развития,
— программу коучинга владельца компании.
Результатом бизнес диагностики является четкий план действий по увеличению уровня организации и выхода компании на следующий виток развития, что включает в себя скачкообразное увеличение дохода и уровня рентабельности компании. Евгений Сотников, Управляющий партнер и ведущий консультант «Саид-Галиев & Сотников».