Что будет с банками и гривней: НБУ отчитался о финансовой стабильности
Нацбанк раздал рекомендации органам власти. Опубликован первый в Украине Отчет о финансовой стабильности. Его цель – идентифицировать риски, проанализировать их влияние на финансовую систему и экономику и дать рекомендации по усилению финансовой стабильности. Нацбанк будет отныне готовить подобные отчеты раз в полгода. Это документ в паре с Инфляционным отчетом являются главными публичными документами многих центральных банков мира.
Отчет адресован не только участникам финансового рынка, но и всем экономическим агентам, т. к. позволяет им оценить ситуацию на рынках и более обосновано принимать на себя риски. Также он содержит ряд рекомендаций органам власти, реализация которых, по мнению НБУ, является необходимой для укрепления финансовой стабильности в стране и минимизации рисков.
Ключевыми внешними рисками для финансовой стабильности в отчете названы:
- возможность эскалации агрессии России;
- ограничение доступа на рынки товаров, услуг и труда России;
- низкие темпы и неравномерность роста мировой экономики – цены на ключевые товары украинского экспорта остаются волатильными (подверженными значительным колебаниям);
- резкие колебания цен на энергоносители;
- слабый интерес инвесторов к экономикам стран – сырьевых экспортеров.
Отмечается, что сейчас эти риски уже в значительной мере реализованы.
Экономический рост в стране возобновился, а инфляция резко замедлилась
Макроэкономические риски снизились. В Нацбанке считают, что экономический рост в стране возобновился, а инфляция резко замедлилась, несмотря на существенное повышение административно регулируемых тарифов на газ и коммунальные услуги.
Однако дефицит счета текущих операций увеличится по сравнению с 2015 г. Приток прямых иностранных инвестиций будет умеренным и в значительной степени связанным с конвертацией банками долгов в капитал. НБУ остается нетто-покупателем валюты на рынке – чистые объемы покупки с начала года составили $953 млн (из них $180 млн в июне). Ожидается, что НБУ будет оставаться чистым покупателем валюты до конца года. Фундаментальные риски резких колебаний обменного курса сейчас минимальны.
Нацбанк ожидает, что валютный рынок в течение второго полугодия 2016 г. будет оставаться сбалансированным, если:
- не будет эскалации конфликта на Донбассе;
- возобновится финансирование МВФ и другими официальными кредиторами;
- не будет значительных ухудшений условий внешней торговли;
- не будет резких изменений в фискальной политике, незапланированных пересмотров социальных стандартов и заработных плат.
В целом снизились риски фискального сектора. Государственный бюджет был дефицитным в течение четырех месяцев текущего года. В значительной мере это стало следствием неперечисления прибыли НБУ в бюджет. Средства будут перечислены сразу после утверждения их суммы Советом НБУ (который высшее руководство страны не может сформировать уже почти год). Темпы роста налоговых поступлений в бюджет остаются приемлемыми.
Определенный риск для финансовой стабильности могут создавать резкие перепады остатков средств на едином казначейском счете, но НБУ сотрудничает с Минфином для неповторения ситуации декабря прошлого года. Фактор фискального доминирования остается в прошлом: базовый сценарий НБУ предусматривает, что поддержка ликвидности "Нафтогаза", государственных банков и Фонда гарантирования вкладов физлиц путем покупки ОВГЗ осуществляться не будет. Реструктуризация еврооблигаций, проведенная в 2015 г., существенно ослабила давление на бюджет и платежный баланс.
Условия и риски банковского сектора. По сравнению с декабрем 2015 г. кредитный риск (отражает перспективы изменения уровня плохих в портфелях банков и необходимости дополнительного формирования резервов под них) начал уменьшаться. И хотя уровень плохих кредитов вырос до рекордных значений, с начала текущего года прирост значительно замедлился, в значительной степени он остается обусловленным запоздалым признанием банками таких кредитов.
Риск достаточности капитала (оценка возможности выполнения банками соответствующих требований регулятора) остается высоким из-за существенных потерь банков от ухудшения качества активов. Однако он постепенно уменьшается, поскольку большинство крупных банков уже полностью или частично привлекли дополнительный капитал.
Риск ликвидности (способность банков в полной мере и своевременно выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами) существенно уменьшился и продолжит снижаться, поскольку депозитная база восстанавливается. Однако ликвидность банков все еще распределена неравномерно.
Юридический риск (возможность банков эффективно использовать юридические инструменты для защиты собственных интересов) остался на высоком уровне. В Верховную Раду поданы законопроекты, которые в случае их принятия и практической реализации смогут существенно снизить риски банковского сектора по защите собственных интересов.
Валютный риск (влияние тенденций валютного рынка на финансовый результат) существенно уменьшился в течение последних месяцев благодаря восстановлению цен на мировых сырьевых рынках и уменьшению колебаний обменного курса гривны.
Риск доходности (способность банков генерировать чистую прибыль) постепенно уменьшается, но сектор будет оставаться убыточным в 2016 г. поскольку банки будут вынуждены осуществлять отчисления в резервы. В то же время рост доходов будет сдерживаться ухудшением качества кредитного портфеля.
В реальном секторе экономики наибольшие риски платежеспособности присущи строительству, операциям с недвижимостью и машиностроению – здесь наибольшее долговая нагрузка и сравнительно низкая прибыльность (или вообще убыточность). Финансово неустойчивыми также являются предприятия с высоким влиянием государственного регулирования: производство и поставки энергии и газа, коммунальные услуги. Высокая кредитная нагрузка госпредприятий создает риски для банковского сектора – государство, в случае промедления с приватизацией, должно будет решать долговые проблемы таких предприятий за счет бюджетных средств. Наименее рисковыми закономерно являются экспортноориентированные отрасли, выпускающих товары с низкой степенью переработки – сельское хозяйство и добыча сырья.
Долговая нагрузка в разрезе секторов является высокой (соотношение долга к операционной прибыли выше пяти) для всех отраслей, кроме сельского хозяйства и добывающей промышленности. Эти две отрасли имеют потенциал для развития за счет заемных средств. Для компаний других отраслей привлечение долгосрочного кредитования будет проблематичным. На конец марта проблемных кредитов в машиностроении, металлургии и пищевой промышленности было соответственно 57%, 55% и 48% от общей задолженности; значительно меньше – в транспортной отрасли, сельском хозяйстве и поставке электроэнергии, газа и воды (13%, 19% и 19% соответственно). Учитывая текущую ситуацию, стоит ожидать роста проблемной задолженности, прежде всего в энергетической, транспортной и торговой сферах, а также в машиностроении
Ключевая задача банков – признание реального качества активов. Доля проблемных кредитов в портфелях банков выросла с 27% (заявленных банками) до 36% после анализа качества активов, и до 53% по результатам стресс-тестов. Высокой является доля таких кредитов среди валютных кредитов физлицам: 83% (по данным стресс-тестов). Большинство ценных бумаг в портфелях топ-20 коммерческих банков были признаны не имеющими ценности, поскольку их эмитенты имели признаки фиктивности, а "рыночная" стоимость бумаг поддерживалась только благодаря искусственным котировкам на бирже.
Отрицательный финансовый результат банковского сектора будет сохраняться в течение второго полугодия 2016 г. За это время банки должны признать все проблемы на балансах и сформировать соответствующие резервы. Возвращение к прибыльной деятельности банковского сектора ожидается в 2017 г.
Депозиты домохозяйств остаются основой фондирования банков. Драйвером банковского кризиса 2014 г. был отток средств с клиентских счетов, прежде всего физлиц. Паника, обусловленная обострением военного конфликта и резкой девальвацией гривны, привела к потере банками 33% депозитов физлиц в национальной валюте и 50% – в иностранной в 2014-2015 гг. Объем гривневых депозитов населения достиг минимума в марте 2015 г. и с тех пор восстанавливается. Отток валютных средств длился почти два года. На конец I кв. 2016 г. гривневые депозиты в платежеспособных банках восстановили докризисный уровень, валютные депозиты остаются меньше на 50%. Доля новых депозитов, привлеченных на срок от 6 до 12 месяцев, выросла с 9% в мае 2014 г. (минимальное значение) до 21% в марте 2016 г. Увеличение ежедневных лимитов на снятие средств не привело к оттоку депозитов, что позволяет НБУ продолжать смягчать введенные в разгар кризиса административные ограничения. Прогноз прироста объема депозитов в 2016 г. составляет 10%.
Кредитование будет оставаться ограниченным в ближайшие кварталы. Несмотря на нынешний высокий уровень ликвидности в банковском секторе, возобновления кредитования будет медленным. Основные препятствия: низкий уровень защиты прав кредиторов и крайне высокая закредитованность бизнеса на фоне сокращения его доходов. Спросом на сегодня пользуются только краткосрочные кредиты на пополнение оборотного капитала, а домохозяйства перестали быть значимой категорией заемщиков. В 2016 г. сокращение общего корпоративного кредитного портфеля платежеспособных банков может составить 1-2%, а кредиты домохозяйствам могут снизиться на 2-3%. Однако уже в 2017 г. темпы роста кредитования могут заметно вырасти. Стоимость кредитных ресурсов будет уменьшаться на фоне замедления инфляции, что при отсутствии новых шоков позволит НБУ снижать ключевую ставку.
Растет концентрация банковской системы. За время кризиса выросла доля государственных, иностранных и крупнейшего банков. Концентрация в секторе может повыситься и дальше, что обычно происходит после кризиса. Доля активов крупнейших пяти банков приблизилась к среднеевропейскому уровню и составила 54% в марте 2016 г. В них сосредоточен 61% депозитов физлиц, что отражает высокое доверие вкладчиков к крупным банкам.
Ближайшие планы и намерения НБУ в контексте финансовой стабильности:
- ввод новых правил оценки кредитных рисков с начала 2017 г.: ключевую роль будет играть финансовое состояние заемщика / эмитента ценных бумаг; учитываются ожидаемые потери; существенно ужесточаются требования к залогу;
- продолжение финансовой либерализации: ослабление административных ограничений, (динамика будет зависеть от макроэкономических показателей и внешних рисков для финансовой стабильности);
- разработка концепции гармонизации нормативной базы с рекомендациями Базельского комитета и директив ЕС: дорожная карта гармонизации будет разработана в течение второго полугодия 2016 г.; внедрение новых требований не будет быстрым и будет происходить только после перезагрузки банковского сектора;
- начало работы над концепцией пруденциального регулирования (через установление разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности) банковского сектора; осуществление надзора не только за отдельными финансовыми учреждениями, но и по системе в целом.
Рекомендации НБУ органам власти:
- принять законы, которые минимизируют потери банков и позволят завершить перезагрузки системы;
- начать реформу государственных банков;
- наладить полноценную работу консолидированного офиса продаж Фонда гарантирования вкладов физлиц.
Что касается реформирования государственного банковского сектора, то в НБУ уверены: масштабных реформ не избежать, т.к. нынешняя система показала свою низкую эффективность. Государство должно до конца 2016 г. выйти из капитала всех банков, кроме "Укрэксимбанка" и "Ощадбанка" (из "Укргазбанка" выйти в 2017 г.). До 20% акций двух госбанков должны быть проданы квалифицированным инвесторам до конца 2018 г. Нужно усилить специализацию этих банков. В 2017 г. "Ощадбанк" должен начать постепенно присоединяться к Фонду гарантирования вкладов, что потребует одновременной отмены в нем гарантии государством депозитов физлиц без ограничения их размера (что есть в других банках).
В НБУ признают, что политический риск является основным при внедрения его рекомендаций по реформированию госбанков. Сегодня их деятельность регламентирована законами и подзаконными актами, изменения в которых потребуют политического консенсуса.