Чему можно научиться на неудачах Groupon
Меньше двух лет назад Groupon была одной из самых привлекательных компаний среди стартапов. Она отказалась от предложения Google быть купленной за $6 млрд и активно готовилась к IPO. Сегодня никто не знает, что ждет эту компанию. Ясно лишь одно: будущее не сулит ничего хорошего, сообщают Вести Экономика со ссылкой на совладельца OpenView Venture Partners Джорджа Робертса.
С момента первой публичной продажи акций Groupon в ноябре 2011 г. (кстати, самой большой среди американских интернет-компаний после IPO Google в 2004 г., когда было привлечено $1,7 млрд) бумаги стремительно потеряли в цене. После дебюта в $20 акции Groupon в настоящее время стоят менее $6. Рыночная капитализация Groupon сегодня почти на $2,5 млрд меньше, чем первоначальное предложение Google.
Правда, ради справедливости следует отметить, что нынешняя стоимость акций Groupon ($5,38) в два раза выше, чем в ноябре 2012 г. Однако рост все же не покрывает многомиллиардные потери инвесторов в прошлом году.
В чем были ошибки Groupon?
Если говорить о просчетах руководителей Groupon (включая часто критикуемого в последнее время бывшего СЕО Эндрю Мэйсона), то они забыли, что строительство устойчивого бизнеса — это марафон, а не спринтерский забег. В итоге их тактика привела к серии провальных решений, наихудшим из которых стал излишний фокус на привлечении новых клиентов, часто в ущерб имеющейся клиентской базы.
Groupon был поглощен идеей роста (причем быстрого), что в итоге привело к обратному эффекту — оттоку клиентов. Подобная бизнес-модель, как правило, заботится обо всем кроме рентабельности.
Привлечение новых клиентов необходимо, особенно для стартапа, который становится большой публичной корпорацией. Но огромная публичная корпорация превращается в хрупкий карточный домик, если краткосрочная инициатива роста не идет в паре с долгосрочным стратегическим видением.
Кроме того, нельзя игнорировать или плохо относиться к уже имеющимся клиентам, так как они после плохого сервиса уйдут к конкурентам. Подобная тактика ведет (в лучшем случае) к топтанию на месте.
Почему следует обратить внимание на неудачи Groupon
Groupon – одна из многочисленных технологических компаний, которая имела удивительный, но очень непродолжительный успех. Для перечисления всех других “мотыльков” не хватит времени и места.
Из опыта Groupon предприниматели и руководители должны сделать следующий вывод: не поддавайтесь соблазну получить быстрый успех за счет долгосрочной стабильности бизнеса.
В быстроменяющемся мире стартапов кажется, что каждый месяц будет лучше предыдущего, а квартальные цели будут с легкостью достигнуты. Но по завершению месяца и квартала оказывается, что быстрый успех не принес ожидаемого результата. Разумеется, есть новый месяц, квартал или год. Но если не фокусировать внимание на долгосрочном здоровье компании во время быстрого успеха, вы в итоге упретесь в кирпичную стену.