Выпуск №144: Инвесторы уходят в космос: как развивается коммерческая сторона освоения Вселенной
Освоение космоса происходит уже более 60 лет, и все это время в индустрии доминировало государство. Однако в 2000-х к нему подключились частные предприниматели, которые привлекли венчурный капитал и основали такие компании, как SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic. Генеральный партнер Arctic Ventures Антон Аликов в колонке для Forbes рассуждает, почему именно в космической индустрии произойдет следующий экономический прорыв.
В космической индустрии не происходило ничего захватывающего последние лет пятьдесят. Мы даже перестали мечтать стать космонавтами, настолько это все затянулось. Но этот год стал знаковым. Если бы мы сосредоточились исключительно на позитивных новостях 2020 года, то прорывы в космической сфере точно бы возглавили рейтинг лучших событий для всего человечества.
Во времена всеобщей неопределенности в космической индустрии все шло более-менее по плану. В этом году полетел Crew Dragon, а вместе с ним стартовали коммерческие полеты компании SpaceX. В конце прошлого года Virgin Galactic вышел на IPO и заявил о планах развивать космический туризм, но пока из-за пандемии решил отложить тестовые полеты. Собственные космические инициативы так или иначе ведет и пятерка лидеров IT-отрасли — Google, Apple, Amazon, Facebook, Microsoft. В космос идут все, благодаря хорошим новостям он уже становится мейнстримом, и именно в связи с космосом, возможно, будет сделан следующий большой экономический прорыв.
Новая эра
Считается, что эра коммерческого освоения космоса по-настоящему началась в 2009 году — с первой доставкой коммерческого груза компанией SpaceX на орбиту. А в 2015 году произошло важное событие — президент США Барак Обама подписал Commercial Space Launch Competitiveness Act — документ, который по сути разрешил американским компаниям исследовать и использовать космические ресурсы. После этого частные инвестиции в космическую отрасль начали стремительно расти. Миру были обещаны космический туризм, созвездия спутников и недорогой интернет, доступный в любой точке Земли, более быстрые перемещения из одного места на планете в другое, развитие науки, колонизация Марса и другие заманчивые и столь ожидаемые для всего человечества возможности.
Преуспев в доставке грузов для правительственных учреждений и коммерческих компаний, SpaceX пошла дальше и в 2020 успешно отправила в первый коммерческий полет корабль с двумя астронавтами на борту, а затем — уже с четырьмя. Эти два запуска положили начало регулярным коммерческим полетам астронавтов. Помимо этого, компания развивает и свое дочернее подразделение Starlink, уже ставшее крупнейшим мировым оператором спутников связи. Осенью компания предложила тестовый доступ к возможностям спутникового интернета первым пользователям в США, и поступающие положительные отзывы клиентов позволяют надеяться на дальнейшее развитие этого сегмента.
Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии
В последнее время компании прилагают много усилий, чтобы ускорить разработки. Так, в ноябре NASA объявило о заключении 20 партнерских соглашений, направленных на то, чтобы «коммерческие космические технологии достигли зрелости». Среди выбранных компаний, которым NASA окажет поддержку своими человеческими и техническими ресурсами, SpaceX, Blue Origin и Rocket Lab.
Кто-то припишет начало новой вехи в мировой истории космоса Илону Маску, кто-то скажет, что NASA приняло правильное решение, решив перейти со стороны основного драйвера развития космоса в США на сторону потребления космических услуг, а Дональд Трамп будет стоять на том, что это его заслуга.
В обход пандемии
Самое значимое событие последних лет — в космос наконец-то пришел частный капитал, а это потенциально огромные вложения даже по сравнению с государством. Больше денег — больше инициатив, исследований, прогресса. Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии, во многом, конечно, потому, что это не сегмент индивидуального потребления.
Как и ожидалось, запуски спутников подешевели (во многом благодаря SpaceX), а значит, космос стал доступнее для небольших и начинающих компаний. Увеличилось число компаний, чья деятельность связана с космосом и получаемыми оттуда данными, а также и количество запусков спутников. Кроме того, спутники стали гораздо легче и меньше, а ракеты — больше. Это значит, что выводить на орбиту их можно в большем количестве за раз, чем раньше.
Космические IPO
Для многих частных инвесторов космос — это все еще очень новая и неизведанная сфера: интересных публичных компаний довольно мало, в частные всем желающим не зайти и из-за высокого спроса, и из-за незаинтересованности компаний в сторонних инвесторах.
В основном космические инвестиции рассматриваются как долгосрочные. Какие-то сферы, такие как спутниковые коммуникации, будут показывать более быстрые результаты, компании с более сложными новыми амбициозными миссиями интересны на более долгом горизонте.
Тем не менее инвесторы активно ищут возможности инвестировать в растущий рынок, который обещает поистине астрономическую капитализацию
Инвесторы ожидают, что Starlink все же отделится от SpaceX и выйдет на IPO. Сама SpaceX пока не назначает дату IPO, как и Blue Origin, но, в отличие от последней, привлекает частные инвестиции. Планы Rocket Lab пока неизвестны. Вообще, на бирже торгуется не так много компаний, на которые можно обратить внимание. Акции Boeing доступны широкому кругу инвесторов, но космический бизнес — только часть всего того, что делает компания, а значит, инвесторы вкладываются во все направления сразу, а любые трудности могут серьезно уменьшить капитализацию компании, что мы и наблюдали в этом году. Virgin Galactic тоже торгуется на бирже, в случае успеха у ее бизнеса большой потенциал, но крупные инвесторы слабо верят, что компания начнет реализовывать свою программу туристических полетов уже в ближайшие месяцы, как было заявлено.
Тем не менее инвесторы активно ищут возможности инвестировать в растущий рынок, который обещает поистине астрономическую капитализацию. Bank of America прогнозирует кратный рост рынка в течение следующих десяти лет — c $350 млрд до $1,4 трлн, если рынок продолжит расти теми же темпами (10,6%), что и предыдущие два года. Это осторожный прогноз. Два года назад годовой прогнозируемый рост был в два раза ниже — 5,6%. По факту мы можем увидеть куда более впечатляющий рост по мере того, как на рынок выйдет множество новых стартапов и частных инвесторов.
Если сравнить с другими индустриями, то даже цифра $1,4 трлн не такая уж и впечатляющая. Например, оценка публично торгуемых технологических компаний только в США уже превысила $9 трлн. Но это начало, младенец только появился на свет. А потенциал его мы пока не можем оценить, потому что в рамках космоса появится много новых отраслей, о которых мы сейчас и догадываться не можем. И с каждым новым космическим прорывом (строительство инфраструктуры, в первую очередь лунной базы, освоение Марса или других планет) возможностей будет все больше.
акие прорывы будут происходить постепенно, но не из-за того, что индустрия не может технически реализовать их, а потому, что новые пути использования космоса должны быть экономически обоснованы. Бизнес-модели все еще носят спекулятивный характер. Инвесторы ожидают дальнейшего снижения цен на пуски и космические технологии, а также большего сотрудничества между космическими компаниями для развития технологий. Так как не каждая компания может развивать сразу все необходимые ей космические направления, есть место и для появления множества новых стартапов с самыми разными специализациями. При этом инвесторы уже верят в развитие индустрии и в то, что прорывы будут совершены в обозримом будущем, а потому частные инвестиции в космос будут продолжать стремительно расти. Мы стоим у истоков зарождения новой крупной многообещающей отрасли, такой, какой была индустрия IT в самом начале, но только теперь все происходит еще быстрее, а на кону еще большие деньги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции