Выпуск №132: Доллар начал свое долгое падение?
Cначала лета одной из особенностей финансовых рынков было снижение стоимости доллара по отношению к другим валютам. Вместе с тем наблюдался особенно интересный рост цены на золото. Анализом динамики стоимости доллара как обычно занялись профессионалы. Однако такое снижение породило различные спекуляции, утверждающие, что доллар начинает терять свое главенствующее положение.
Я многие годы проработал валютным экспертом и сейчас хочу сказать то, что выучил уже очень давно: валютный рынок иногда может подарить эксперту его пять минут славы, но ни один эксперт не сравнится с миллионами людей, каждый день работающих в этой сфере. Я 30 лет работал в финансовой сфере и большую часть этого времени провел на шумном валютном рынке. Я считаю, что мне удалось разгадать несколько секретов этой области.
Еще много лет назад я понял, что в центре всех разговоров про доллар есть два независимых вопроса, один из которых также делится на две части. Первый вопрос заключается в использовании доллара. Продолжит ли он господствовать в мировой финансовой системе в качестве самого распространенного средства обмена?
Этот совсем не то же самое, что каждодневная динамика доллара по отношению к другим валютам. Это другой вопрос, и как раз он наиболее уместен в отношении произошедшего этим летом. Динамика доллара по отношению к другим валютам обуславливается структурным или оценочным компонентом, а также циклическим компонентом. Каждый из них можно рассматривать в отдельности. Однако если вы были достаточно глупы и провели в этой сфере столько же времени, что и я, вы можете совместить рассмотрение этих компонентов. Так вы убедите себя, что используете всю имеющуюся информацию и получите реальную стоимость, скорректированную относительно динамики.
Если мы говорим об оценочной деятельности, наиболее стандартным подходом является так называемый паритет покупательной способности. Такой подход предполагает, что валюта будет отражать разницу в ценах на товары в двух странах. Если инфляция в США неизменно выше, чем в Европе, то равновесный курс доллара будет со временем падать. Я создал собственную версию равновесных валютных курсов. По моему мнению, в реальности стоимость валюты с поправкой на инфляцию нестабильна и со временем меняется. Так отражается уровень производительности двух стран. Я назвал свое изобретение «динамическим равновесием реального обменного курса Голдман Сакс» (английская аббревиатура GSDEER), когда начал работать в этой компании в 1995 году.
Я понял: когда валюта на два стандартных отклонения отходит от своей реальной стоимости, имеет смысл следить за ней с особым вниманием. Когда импульс изменится, нужно последовать за этим трендом. Динамика импульса может объясняться изменениями в силах, которые смещали валюту относительно её реальной стоимости. Однако обычно источник изменений проще определить, наблюдая за изменениями в цене.
В последнее десятилетие участников валютного рынка раздражал тот факт, что крупные валюты, за исключением швейцарского франка и фунта, не отходили далеко от собственной реальной стоимости по сравнению с долларом и друг другом. В последние годы доллар рос и становился явно переоцененным всеми, кроме фунта. Однако американская валюта не поднималась выше двух стандартных отклонений от собственной реальной стоимости. В связи с этим в то время я считал, что можно было бы покупать фунт вместо доллара или йены.
Циклический компонент динамики валюты относительно своего концептуального равновесия лучше всего может отразить номинальная процентная ставка, скорректированная с учетом инфляционных ожиданий. Я решил, что текущий обменный курс доллара должен быть близок к разработанному мной GSDEER. Если это не так, то этим можно воспользоваться.
До начала пандемии коронавируса ситуация с долларом была очень интересной. Казалось, что он значительно вырос по отношению к другим валютам, включая евро. В этой связи доллар был очень восприимчив, а как потом выяснилось, и уязвим, к изменениям в состоянии экономики США и еврозоны. Сейчас, когда Федеральный резерв перешел к особенно затратной валютной политике и снизил реальные процентные ставки, снижение курса доллара неизбежно.
Согласно курсу на 26 августа, доллар все еще остается достаточно дорогим относительно реальной стоимости, скорректированной относительно динамики. Снижение курса доллара может продолжаться. В конце 1980-ых — середине 1990-ых доллар достаточно сильно упал, его цена занижалась. Все это сопровождалось разговорами о том, что он теряет свое господствующее положение, однако, по крайней мере, в тот момент это не подтвердилось. Я согласен с теми, кто считает, что политика США создала условия для длительного периода слабости доллара. Европа, Китай и большая часть остальной Азии лучше справляются с covid-19, чем США. Их цикличное восстановление после пандемии продолжит приносить сюрпризы США.
Вернемся к вопросу о потери долларом господствующих позиций. Я повторю, что во многом это иная проблема. Я советую читателям быть осторожными и не поддаваться этой идее, когда они будут принимать решения в области инвестиций или страхования.
Вполне возможно, что использование доллара сократится. Систематическое снижение использования может начаться даже тогда, когда стоимость валюты высока. Действительно, в последние годы стоимость доллара росла. Однако принятое директивными органами США решение использовать господствующее положение валюты для наказания других стран привело к тому, что эти страны стали реже им пользоваться. Конкретным примером этого является Россия. Есть и свидетельства того, что Китай движется в том же направлении.
Однако верным может оказаться и противоположное.
В конечном итоге, доллар не может бесконечно перевешивать спад в экономике США, происходящий в последние 20 лет. В какой-то момент он будет заменен чем-то иным. Это может быть юань, евро, биткойн, а может, и золото вернется. Все это может произойти, а может, происходит уже сейчас. Однако не путайте этот вопрос с тем, куда по отношению к другим валютам доллар будет двигаться завтра, на следующей неделе или в 2021 году.
Оригинал публикации: Has the Dollar Started Its Long Decline?