Выпуск №122: Курс на выход из кризиса. Пять советов предпринимателям
Главная ставка сейчас — на команду и вытеснение конкурентов
Черный лебедь — 2020 не щадит никого. Одни предприятия банкротятся, другие — сильно теряют. Кризис COVID-19 сильно трансформировал нашу жизнь, приспосабливаться к новой реальности придется как компаниям, так и сотрудникам.
Что делать владельцам и руководителям, чтобы бизнес выжил и оставался на плаву?
Возобновите офлайн работу
Первое и самое важное — возобновите работу, обеспечив безопасность своим сотрудникам. Лично я не верю в успех дистанционной работы, поэтому создал необходимые условия для возвращения сотрудников в офис. Я считаю, что именно корпоративная культура, тимбилдинг, обмен опытом и экспертизой — залог эффективной работы компании. Я четко убежден: тот, кто перешел на удаленный доступ, для меня больше не конкурент.
Сделайте ставку на команду
Урежьте затраты, насколько это возможно, но делайте это разумно. Сократите расходы на транспорт, лишние офисные помещения, необязательные закупки. При необходимости — сократите зарплаты топ-менеджерам, менеджерам среднего звена и предложите им небольшую долю от бизнеса. Если они начнут работать эффективнее, вы выиграете. Не теряйте сформированную команду — собрать ее заново будет нелегко. Помните, что во время кризиса многие компании вынуждены сокращать хороших специалистов. Если у вас есть возможность — наймите их. Это даст вам преимущества перед конкурентами в будущем, когда экономика восстановится. Помните, что профессиональная команда — ваш основной ресурс.
Вытесняйте ослабевших конкурентов
Внедряйте новые технологии и подходы. Если у вас есть деньги, используйте их, чтобы стабилизировать бизнес, а не расширяться. В то же время, в кризис происходит переформатирование и перераспределение рынка: сильные поглощают слабых. Думайте о том, как переиграть своих конкурентов, сохранить и увеличить долю на рынке.
Я давно не воспринимаю кризис как кризис. Для меня это просто смена правил, к которым нужно приспособиться.
Открывая завод по производству электрофурнитуры, я и подумать не мог, что границы закроются, а на наш товар появится дополнительный спрос из-за отсутствия турецких и китайских аналогов. Даже после открытия границ наша доля на рынке значительно выросла. Дистрибьюторы поняли: нужно диверсифицировать риски и расширять ассортимент за счет локальных производителей.
Следите за трендами
Помните, что во время кризиса все процессы и тенденции получают ускорение. К примеру, сегодня в США ежедневно банкротится один гипермаркет, поскольку люди предпочитают совершать покупки онлайн. В ближайшем будущем этот тренд наберет еще больше оборотов — люди привыкнут пользоваться удобными приложениями и оценят преимущества дистанционного шопинга.
Сейчас многие бизнесмены видят новые возможности и ниши именно в онлайн пространстве. И эта сфера точно привлечет значительные инвестиции уже в ближайшие годы. Также будут развиваться медицина, сфера продуктов питания, IT. Кризис изменит привычки потребителей и бизнесу нужно приспособится. Наша задача как предпринимателей — поймать эти тренды, увидеть и вовремя адаптироваться.
Привлекайте партнеров
Понимаю, многие наслышаны историй о том, как партнёры подставляют друг друга и спорят о распределении прибыли. Важно помнить, что есть много профессиональных и ответственных людей, главное — правильно выбирать. Если вы сами придерживаетесь высоких стандартов в работе, вам будет проще найти единомышленников, которые разделяют ваши ценности. Партнерство помогает освободить время, разделить риски и ответственность. К тому же, партнер знает вашу репутацию и, в случае необходимости, сможет оказать вам финансовую помощь на условиях лучше, чем у банка. Плюс ко всему, обеспечить займ вы можете процентом в вашем общем бизнесе.
Я давно не воспринимаю кризис как кризис. Для меня это просто смена правил, к которым нужно приспособиться. Для меня предпринимательство — это образ жизни, неотъемлемой частью которого является риск. Но риск осознанный и оправданный. Успешный бизнес всегда должен быть в полной готовности к шторму. И если уж вы выбрали для себя путь предпринимателя, забудьте о размеренной беспечной жизни. Предпринимательство — это постоянный драйв.