Выпуск №97: Эксперт о газовой сделке РФ и Украины: ни одна из сторон не достигла успеха
Вопрос транзита российского газа через Украину в Европу уже долгие годы является предметом конфронтации между Москвой и Киевом. После захвата Крыма и российской агрессии в Донбассе этот вопрос стал еще более острым. Кроме того, в этом году ввиду приближения завершения реализации проекта «Северный поток — 2», направленного на отказ от поставок газа в ЕС через Украину, судьба транзита по украинской территории вызывала большие сомнения.
Тем не менее, на прошлой неделе, в ходе напряженных переговоров в Берлине представители России, Украины и Европейской комиссии достигли предварительной договоренности о транзите российского газа через Украину.
Стороны договорились о подписании соглашения на 5 лет с возможностью его пролонгации на очередные 10 лет. Транзит российского газа в 2020 году через Украину составит 65 миллиардов кубометров, а в последующие годы он будет составлять 40 миллиардов кубометров в год. Кроме того, российский Газпром обязался до 29 декабря текущего года выплатить украинскому Нафтогазу 2,9 миллиарда долларов долга, согласно решению арбитражного суда в Стокгольме. В свою очередь, украинская сторона согласилась отказаться от просроченных претензий к Газпрому.
Прокомментировать эту сделку Польское Радио попросило эксперта портала BiznesAlert Бартломея Савицкого.
Polskie Radio: Можно ли считать, что Москва впервые была вынуждена вести переговоры по поставке энергоносителей на равных с другой постсоветской страной?
Бартломей Савицкий: И да, и нет. Это, безусловно, были российско-украинские переговоры, которые организовал ЕС и в которых было активно задействовано правительство в Берлине. Надо сказать, что речь идет о пакетном решении, но не о ключевом соглашении. Можно сказать, что это протокол, который был подписан в Берлине. Предыдущие переговоры также проходили в Берлине. Кроме того, немцы назначили уполномоченного по вопросам газового транзита. Таким образом, это были переговоры Киева с Москвой, но на них присутствовали представители ЕС и Германии. Они внимательно наблюдали за ними и предлагали возможные решения, которые позволили продолжить транзита газа после 2020 года.
— Надо подчеркнуть, что Украина совместно с ЕС настаивала на том, чтобы транзитное соглашение было подписано на 10 лет, но в конечном счете стороны договорились о 5-летнем контракте. Можно ли в таком случае говорить об успехе Москвы?
— Думаю, что нет. Мне кажется, что мы имеем дело с довольно беспрецедентным соглашением. По моему мнению, ни одна из сторон не достигла успеха. Несмотря на пропаганду Газпром он также не достиг успеха. Считаю, что на данный момент это соглашение —максимум, чего могла добиться украинская и российская сторона. Дело в том, что, с одной стороны, Украина смогла добиться гарантий спокойствия на ближайшие 5 лет. Надо подчеркнуть, что, согласно протоколу, а не соглашения, которое еще будет подписано до 29 декабря, транзит газа через Украину в течение 2020 года будет составлять 65 миллиардов кубометров. Это меньше, чем в этом году, когда транзитный объем составит 86 — 87 миллиардов кубометров, но для украинского правительства это гарантия того, что транзит будет продолжаться помимо того, что газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» находятся на завершающей стадии реализации.
С другой стороны, в течение последующих четырех лет, до 2024 года, транзит сократится на 20 миллиардов и снизится до минимального уровня рентабельности содержания украинских трубопроводов, которая составляет порядка 40 миллиардов кубометров. Что будет после 2024 года? Что же, эти 5 лет — это время, которым располагает Украина для того, чтобы подготовиться к моменту, когда она уже не будет ключевым элементом транзита российского газа в Европу.
— Когда шли переговоры по транзиту российского голубого топлива, президент США Дональд Трамп ввел американские санкции в отношении европейских компаний, участвующих в проекте «Северный поток — 2»…
— Это [такой шаг Америки] повлияло на ослабление позиции Москвы [на переговорах с Украиной и ЕС], поскольку опять появилась очередная неуверенность по поводу продолжения данного проекта. Одновременно с этим, подрядчик на немецком отрезке трассы «Северный поток — 2», швейцарское предприятие Allseas, где еще не законченными остаются 16 километров в исключительной экономической зоне Германии, остановил свою работу. Более того, компания отозвала свои специализированные суда, занимающиеся укладкой труб. Но тут можно сказать, что на выручку Газпрому пришла Германия, которая согласилась пойти на руку компании «Северный поток — 2». Несмотря на предыдущее решение, немцы разрешили, чтобы этот шестнадцатикилометровый участок был построен в зимний период.
Ранее обозначалось, что периодом для строительства «Северного потока — 2» в исключительной экономической зоне Германии и ее территориальных водах, является период между маем и октябрем. Это время уже позади, появились санкции и концерн «Северный поток — 2» запросил у Федерального управление по морскому судоходству гидрографии в Гамбурге разрешения на то, чтобы несмотря на зимний период закончить этот газопровод. Немцы в понедельник, 23 декабря, согласились на то, чтобы «Северный поток — 2» в исключительной экономической зоне Германии был достроен. Что будет потом, и кто закончит датский отрезок трасcы? Надо еще подождать на опубликование американским конгрессом полного списка 60 хозяйственных субъектов [которых будут касаться американские санкции].
— Согласно договоренностей, достигнутых в Берлине, Газпром должен подписать контракт с оператором украинской газотранспортной системы, а не с Нафтогазом…
— Мне кажется, что здесь речь идет о реализации третьего пакета энергетического пакета ЕС. Хотя Украина не является членом ЕС, но она член европейского Энергетического сообщества. Киев обязался принять евросоюзное законодательство, касающееся энергетического сектора. Среди прочего, речь идет о разделе сторон, отвечающих за транзит, производство и продажу. То есть, имеются в виду отделение Нафтогаза от компании, которая должна была бы управлять транзитным газопроводами на Украине. Не думаю, что сюда будут допущены какие-то посредники.
В будущем проблемой может стать возможное подписание украинскими компаниями контрактов на поставки российского газа. Россия хотела, чтобы Украина обязалась на базе нового соглашения покупать голубое топливо непосредственно из России. Так не произошло, но упомянутый протокол предвидит такую возможность. Уже появилась информация, что на Украине есть пять частных компаний, заинтересованных в подписании непосредственных соглашений с Газпромом, когда транзитная система будет выведена из компетенции Нафтогаза, главного игрока на Украине в газовом вопросе.
Оригинал публикации: Эксперт о газовой сделке РФ и Украины: ни одна из сторон не достигла успеха