Выпуск №69: Что такое краудсорсинг
Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.
Механизм краудсорсинга
Сам принцип краудсорсинга очень прост: группе заинтересованных лиц дается определенное задание (чаще всего это делается посредством интернета), затем выполнившие это задание предлагают свои варианты его выполнения заказчику, который в свою очередь их рассматривает, выбирает наиболее оптимальные и затем внедряет их в свою деятельность.
Недоверие к краудсорсингу
Существуют довольно скептические мнения касательно применения краудсорсинга. Причинами такого отношения является следующее. Во-первых, противники краудсорсинга считают, что посредством толпы невозможно создать что-либо по-настоящему качественное. Во-вторых, настоящие профессионалы своего дела никогда не обратят внимания на краудсорсинговые проекты, так как они в своем большинстве является неоплачиваемыми, так сказать, «за идею». А работать «за идею» — это скорее удел любителей, чем профессионалов. В-третьих, возникает большой риск потери важной информации. Когда компания выставляет на краудсорсинг определенный проект, соответственно, она предоставляет некоторую информацию, которая необходима исполнителям для решения задачи. А конкуренты с легкостью могут проследить эту информацию и использовать это знание в своих целях.
Оспаривать все эти мнения или соглашаться с ними – дело каждого. Между тем, краудсорсинг имеет как блестящие примеры своего применения, так и полностью провальные.
Преимущества краудсорсинга
Итак, используя краудсорсинг, вы даете себе возможность:
✔️Привлекать к своему проекту множество людей со всего мира. Количество сотрудников любой компании всегда ограничено, а с помощью краудсорсинга вы можете привлечь к выполнению нужной задачи огромное количество талантливых людей по всему миру;
✔️ Следить за ходом выполнения задачи. Краудсорсинг позволяет оптимально распределять нагрузку и, в случае необходимости, прибегать к использованию вспомогательных ресурсов;
✔️Находить и привлекать к работе редких выдающихся специалистов. Часто случается так, что в краудсорсинге участвуют те специалисты, которые при других условиях просто не имели бы возможность принять участие в выполнении конкретной задачи ввиду различных причин. Например, человек работает в экономической сфере, но на самом деле его призвание – это дизайн. Он способен блестяще выполнять задачи, связанные с разработкой дизайна, но по тем или иным причинам не нашел постоянного места работы в этой сфере. Вот он-то и нужен той компании, которая привлекает талантливых дизайнеров (пусть и не совсем профессиональных) для выполнения поставленной задачи;
✔️Получить множество вариантов выполнения одного задания и выбрать наилучшее. В то время как если бы эту работу выполнял штатный сотрудник вашей компании, вы бы получили только один вариант выполнения (в лучшем случае несколько, но никак не тысячи);
✔️ Получить варианты выполненного задания в четко установленный период времени. Чаще всего краудсорсинг предполагает решение поставленных целей в определенных временных рамках. Это позволяет не задерживать выполнение задачи на неопределенный срок.
Виды краудсорсинга
Краудсорсинг можно разделить по сферам, где он используется, и по видам заданий, которые он выполняет. Сферы, в которых используется краудсорсинг – бизнес, политика, социально-общественная сфера.
1) Бизнес-краудсорсинг. Это, пожалуй, самый распространенный вид краудсорсинга, так как именно в сфере бизнеса чаще всего возникают задачи, при выборе решений которых лучше всего опираться не на единственный вариант, а на их множество, и выбирать оптимальный. Примеры краудсорсинга в бизнесе: разработка слогана для рекламной кампании, разработка дизайна обложки музыкального альбома и т.д.
2) Социально-общественный краудсорсинг. Этот вид краудсорсинга опирается на решение любых задач, связанных с общественно значимыми вопросами и социальной жизнью людей. Проекты, связанные с поиском без вести пропавших людей, строительство детского сада или другого объекта общими усилиями или различные благотворительные проекты – всё это социальный краудсорсинг.
3) Политический краудсорсинг. Под эту категорию попадают проекты, связанные с выяснением мнения о тех или иных действиях государства. Обычно этот вид краудсорсинга осуществляется в режиме голосования.
Задания, которые можно выполнять посредством краудсорсинга:
✔️1. Создание контента или продукта.
✔️2. Поиск оптимального решения в каком-либо вопросе.
✔️3. Поиск пропавших людей.
✔️4. Сбор и обработка информации.
✔️5. Выяснение мнений.
✔️5. Выяснение мнений.