«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Выпуск №64: Экономический рост в Украине: от разговоров к делу

Выпуск №64: Экономический рост в Украине: от разговоров к делу

Тема экономического роста в Украине последние несколько лет вызывает значительные споры в экспертном сообществе внутри страны. Пишет Виталий Шапран на сайте www.minfin.com.ua.

Экспертам не дает покоя вопрос: а может ли экономика страны расти более чем на 2-3% в год, и как быстро мы можем догнать Польшу? Продолжаются дискуссии и о методах стимулирования такого роста.

Украина в окружении

В 2019 году ситуация вокруг экономического роста в европейском регионе будет оставаться непростой. В марте ЕЦБ снизил прогноз по росту ВВП в евро-зоне с 1,7 до 1,1%. По данным МВФ, экономика ЕС вырастет в 2019 году на 1,3%, ВВП Турции упадет на 2,5%, а ВВП Российской Федерации вырастет на 1,6%. Неважны дела и в Белоруссии, где ВВП, по данным Фонда, вырастет в 2019 году на 1,8%. Между тем, по прогнозам МВФ, ВВП в Украине в 2019 году увеличится на 2,7%, что немного расходится с прогнозами НБУ, согласно которым ВВП вырастет на 2,5%. Глядя на наших ближайших соседей на Севере, Юге, Западе и Востоке мы понимаем, что оценка роста в 2,5-2,7% остается неплохой для европейского региона и, я бы даже сказал, весьма и весьма оптимистической.

Из ближайших соседей плохим примером остается Турция. Из-за чрезмерного монетарного стимулирования экономического роста в прошлом, в 2019 году Турция потеряет 2,5% своего ВВП и возможно вернётся к росту экономики лишь в 2020-2021 гг. Очень может быть, что инфляционный кейс с Турцией попадет в учебники. Пока же еще не известно, чем закончится «турецкая рецессия». В 2018 году до 40% турецкого экспорта приходилось на страны ЕС. Ослабление роста в ЕС может негативно отразиться на экономике Турции в большей степени, чем прогнозировал МВФ, поскольку данные Фонда, как правило, запаздывают по объективным причинам. Так, когда готовился к выпуску апрельский «World Economic Outlook», данные ЕЦБ по евро-зоне в начале марта могли не учесть, так же, как и еще более негативные прогнозы аналитиков по евро-зоне из-за отложенного BREXIT.

Справедливости ради скажу, что среди всего того негатива, который географически со всех сторон окружил Украину, есть и небольшая толика позитива. По данным МВФ, в 2019 году экономика Польши может вырасти на 3,8%, Албании – на 3,7%, Болгарии – на 3,3%, Румынии – на 3,1%. Рост доли Польши в украинском экспорте и заметный удельный вес переводов заробитчан из Польши позволяют надеяться, что для Украины 2019 год (неблагоприятный для ЕС в принципе) не станет годом катастроф или нулевого экономического роста. Хотя я могу допустить, что прирост ВВП Украины в 2019 году будет хуже прогнозного диапазона в 2,5-2,7%.

Догонялки и рецепты роста

О том, как догнать Польшу, в Украине уже ходят легенды. В публичной плоскости я видел уже несколько вариантов подсчетов и сроков от 30 до 50 лет, и даже вариант «никогда Украине не догнать Польшу». Вопрос этой игры в «догонялки» – это вопрос ощущения населением расчетов на собственном кармане. Конечно, если считать по темпам прироста реального ВВП, пересчитанного по покупательной способности, то мы догоним Польшу по размерам ВВП только если Польша перестанет расти. Однако, не все так просто, паритет покупательной способности – это довольно сложная для восприятия вещь. Мне не раз доводилось слышать от наших заробитчан как они сравнивают цены в Польше и в Украине, указывая на то, что цены на продукты одинаковые, а вот стоимость услуг в Польше цены явно выше.

Перекос восприятия «товарного благополучия» есть и в Украине: чем больше растет номинальный ВВП в долларах США и доходы украинцев в долларах США, тем более обеспеченными они себя чувствуют. Доля потребляемого импорта в корзине среднестатистического украинца остаётся высокой, и это даже несмотря на девальвацию гривны 2014-2016 гг. В 2016 году номинальный ВВП в долларах США вырос на 2,9%, в 2017 году – на 20,2%, в 2018 году – примерно на 19% до 134 млрд долларов США. Если учесть, что номинальный ВВП Польши в 2018 году составлял примерно 530 млрд долларов США, то при прочих равных условиях номинальный ВВП Украины и Польши в долларах США сравняются через 11-12 лет.

Рост номинального ВВП в долларах США неминуемо за собой тянет рост доходов в долларах США, а ведь для получателей этих доходов цена телевизора, произведенного в Китае, или телефона, произведенного в Индии, будет почти одинаковой что в Польше, что в Украине. Так что по номинальным масштабам экономики Украина может вполне претендовать на «сопоставимость с Польшей» даже при росте реального ВВП на 3-4% в год, а номинального – на 20%. Однако для того чтобы номинально «стать Польшей» через 11-12 лет, Украине стоит активнее поработать над экономическими реформами. Я бы выделил сейчас три ключевых направления:

1. Привлечение в страну крупных иностранных инвесторов. Последние лет 5 такие инвесторы приходили в страну, но этого потока не хватало, чтобы создать рабочие места и реально повлиять на структуру ВВП и характер его роста. Выборный же 2019 год скорее всего ознаменуется антирекордом по притоку реальных прямых иностранных инвестиций. Ведь именно приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину, а не денег от инвесторов-нерезидентов в ОВГЗ, должны будут сдерживать рост негативного сальдо текущего счета. Думаю, что без исполнения этого пункта, качественное ускорение прироста реального ВВП за рамки 3-4% в год будет невозможным.

2. Рост интенсивности кредитования за счет «экспортного направления» и «рынка земли». Сейчас в Украине кредиты в евро у дочек французских банков в Украине для малого и среднего бизнеса можно взять на 5-7 лет под 4-6% годовых. Но для их обслуживания нужны проекты с экспортной выручкой. Для Украинского рынка это интересный сегмент, но на рынке он пока не стал пользоваться массовым спросом. В свою очередь появление рынка земли и возможность отдавать ее в залог могло бы существенно подбросить банкам кредитов с твердыми залогами.

3. Интенсивная реализация инфраструктурных проектов за счет средств международных финансово-кредитных организаций, таких как ЕБРР и ЕИБ. Это не обязательно должны быть проекты с участием государства, но и допускать систематическое неиспользование лимитов от МФКО – тоже не совсем правильная политика, так как ЕБРР имеет достаточно большой опыт работы в Украине с частным сектором.

Понятно, что есть еще приватизация, налоговая реформа, повышение эффективности работы госкомпаний и еще добрая сотня рецептов, которые придутся кстати, и только добавят потенциала нашей экономике. Однако определяющей в стратегии обеспечения долгосрочного экономического роста станет поддержание в стране финансовой стабильности при относительно низкой инфляции и слабой девальвации.

Виталий Шапран,

Главный эксперт Совета НБУ



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

392
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...