10 самых перспективных франшиз
Совсем не обязательно изобретать велосипед, чтобы создать успешный бизнес. Можно скопировать чужой опыт
Первыми франчайзи в Украине стали девять сотрудников харьковского НИИ металлов. Еще в 1993 г. они вывели на наш рынок швейцарскую торговую марку Kompass. Под этим брендом в Европе продавались базы данных предприятий.
«Франшизу привез Виктор Коваленко из своих зарубежных командировок. Он был начальником отдела стандартизации в НИИ и часто ездил в Чехию, Польшу на международные конференции. Там узнал о существовании Kompass», – рассказывает Валентина Литвинова, стоявшая у истоков компании.
Свой первый справочник, напечатанный в Португалии, харьковчане готовили три года. В нем собрали данные о восьми тысячах украинских предприятий. В четвертом издании, вышедшем через десять лет, была информация уже о 19 000 компаний. Ветераны украинского франчайзинга до сих пор на рынке – проект развивается как интернет-ресурс kompass.ua.
Сейчас в Украине работает около
22 000 объектов, открытых по франшизе
Сейчас в Украине работает около 22 000 объектов, открытых по франшизе. «Самыми популярными нишами для потенциальных франчайзи остаются розничная торговля и ресторанный бизнес. Но темпы роста этих сегментов уже не так высоки, как например, сферы услуг. Именно этот сектор переживает бум», – поясняет президент Восточно-Европейской франчайзинговой ассоциации Андрей Кривонос.
Forbes.ua совместно с Ассоциацией франчайзинга Украины и компанией «Франч» составил список самых перспективных франшиз. Главные критерии отбора – перспективность ниши, в которой работает компания, оригинальность концепции бизнеса, интерес со стороны франчайзи. Франшизы расположены в произвольном порядке.
Vianor
Специализация: шинный центр
Компания на рынке с 1999 г.
Старт франчайзинговой программы: 2007 г.
Кол-во собственных объектов: 180 в мире
Кол-во франчайзи: 100 в Украине
Вступительный взнос: $625
Роялти: 5000 грн. ежегодно
Если открытие станции техобслуживания предполагает значительные инвестиции, то шинный центр – менее затратный способ приобщиться к автомобильному бизнесу. Vianor – крупнейшая сеть шинных центров в странах Северной Европы, Балтии и СНГ, объединяющая 700 объектов. Часть из них принадлежит основателю Vianor – компании Nokian Tyres, остальные входят в сеть на условиях франчайзинга.
Франчайзинговая концепция розничной торговли шинами, дисками и предоставления сопутствующего сервиса в Украине существует в трех вариантах. В зависимости от типа шин работают шинные центры для легковых автомобилей Vianor, для грузовых автомобилей Vianor Truck и для спецтехники Vianor Industrial.
Главное преимущество Vianor – уже сформированный пул лояльных клиентов, а также заинтересованность Nokian Tyres в увеличении партнерской сети к 2015 году до 1500 объектов.
Булочная №1
Специализация: хлебопекарня и булочная
Компания на рынке с 2009 г.
Старт франчайзинговой программы: 2010 г.
Кол-во собственных точек: 20
Кол-во франчайзи: 37
Вступительный взнос: $6250
Роялти: отсутствует
Родина «Булочной №1» – Кривой Рог. Ассортимент заведений Александра Федца впечатляет – 25 всевозможных булочек и 17 видов хлеба. В 2012 г. компания подписала соглашение с французами на выпекание круассанов и багетов.
Компания разработала три варианта франшизы: булочная (продажа хлебобулочных изделий), магазин у дома (производство и продажа) и хлебопекарня.
«Именно последний вариант может больше всего заинтересовать франчайзи из других городов. Полноценных хлебопекарен, которые могут предложить большой выбор продукции, да еще развивающихся по франчайзингу, очень мало. Обычно ассортимент франчайзинговых булочных ограничивается 3-5 видами изделий», – объясняет преимущества франшизы Мирослава Козачук, директор департамента развития сетей и бизнесов АФУ.
Техническая студия «Винахідник»
Специализация: детская студия обучения через действие на базе конструктора Lego Education
Компания на рынке с 2007 г.
Старт франчайзинговой программы: 2008 г.
Кол-во собственных точек: 4
Кол-во франчайзи: 5
Вступительный взнос: $37 500
Роялти: 8000 грн. ежемесячно
«Познание мира через конструирование» – в этом главная идея детской студии «Винахідник», в которой уже четыре года обучают детей с помощью конструкторов Lego Education. По словам Козачук, центр интересен франчайзи именно своей уникальной обучающей методикой.
Ее идея принадлежит создательнице «Винахідника» Оксане Стоецкой. Она же директор представительства Lego Education в Украине и организатор Всеукраинской олимпиады по робототехнике. В студии занимаются дети от 3 до 16 лет. Все разработанные курсы («Пневматика», «Возобновляемые источники энергии», «Наука и технологии», «Основы робототехники WeDo», «Робототехника Mindstorms», «LEGO-конструирование для дошкольников») утверждены Министерством образования Украины.
«Небесна криниця»
Специализация: производство и доставка питьевой воды
Компания на рынке с 2001 г.
Старт франчайзинговой программы: 2008 г.
Кол-во собственных объектов: 1
Кол-во франчайзи: 5
Вступительный взнос: $3000
Роялти: 10% от оборота ежемесячно
Рекламный взнос: 2% от оборота ежемесячно
«Небесна Криниця» стала пионером «питьевого» франчайзинга, запустив партнерскую программу в 2008 году. Компания, ориентировавшаяся в первую очередь на рынок Киева, продала франшизы в Винницу, Житомир, Мариуполь, Черкасскую и Киевскую области.
Стартовый капитал для запуска проекта по производству и доставке питьевой воды под брендом «Небесна криниця» – $150 000. Инвестиции в пункт доставки скромнее – $30 000.
«В городах-миллионниках услугой по доставке воды пользуются около 40% компаний и только три процента домохозяйств. В областных центрах ситуация еще хуже. Доставку воды заказывают 30% компаний и меньше одного процента домохозяйств. До насыщения рынка еще очень далеко», – говорит Козачук.
Fruit Life
Специализация: составление фруктовых букетов и композиций
Компания на рынке с 2010 г.
Старт франчайзинговой программы: 2012 г.
Кол-во собственных точек: 4
Кол-во франчайзи: 2
Вступительный взнос: $30 000
Роялти: 5% от оборота ежемесячно
«Идею создания подарочных фруктовых композиций мы позаимствовали у американцев. В США этот бизнес успешно существует уже более 10 лет, а в Украине о нем почти ничего не известно», – отмечает координатор проекта FruitLife Сергей Вирчис.
Сначала компания наладила в Украине производство специального оборудования и ножей для нарезания фруктов, потом привезла из США инструктора, обучившего первый состав команды флористов тонкостям дела, и только потом проект FruitLife появился на рынке.
Бизнес растет быстро. Ежемесячно выручка увеличивается на 10-25%. Но собственных ресурсов для создания подобных производств по всей Украине у компании не хватает. Поэтому в 2012 году FruitLife запустила программу франчайзинга и уже продала две франшизы.
Франшиза интересна еще и тем, что концепция бизнеса запатентована в Украине, и франчайзи защищены от бездумного тиражирования идеи.
nebO’s
Специализация: ресторан «живой» кухни
Компания на рынке с 2011 г.
Старт франчайзинговой программы: 2012 г.
Кол-во собственных точек: 1
Кол-во франчайзи: 2
Вступительный взнос: $6250
Роялти: 5000 грн. ежемесячно
Фишка бара nebO’s, открывшегося в столичном ТЦ «Метроград», – его кухня. В меню можно найти традиционный борщ, но приготовлен он будет исключительно из сырых овощей. Еда не подвергается термообработке и подается в естественном виде. Ни одно блюдо не содержит сахар, муку, молоко, мясо, животный жир.
Идея бара «живой» кухни абсолютно новая для рынка, поэтому привлекает внимание – только за первый год работы nebO’s поступило пять заявок от потенциальных франчайзи.
«Імідж»
Специализация: сеть магазинов парфюмерии и косметики
Компания на рынке с 1999 г.
Старт франчайзинговой программы: 2012 г.
Кол-во собственных точек: 12
Кол-во франчайзи: 1
Вступительный взнос: $10 000
Роялти: 4% от оборота ежемесячно
Первый магазин парфюмерии и косметики «Імідж» Александр Бережанский открыл во Львове в 1999 году. Постепенно сеть расширилась до 11 магазинов в разных городах Западной Украины. Для выхода на рынок других регионов компания запустила франчайзинговую программу. Первый магазин по франшизе появился в Мариуполе.
До сих пор магазины под вывеской «Імідж» открывались преимущественно в небольших городах. Исключение – Львов. Но компания нацелена и на города-миллионники.
Основное преимущество сети – большой ассортимент. «Імідж» обладает эксклюзивными правами на продажу многих брендов косметики и парфюмерии средней ценовой категории. Этим сеть выгодно отличается от конкурентов.
Eco Buffet
Специализация: вегетарианское кафе и магазин
Компания на рынке с 2010 г.
Старт франчайзинговой программы: 2012 г.
Кол-во собственных точек: 3
Кол-во франчайзи: 1
Вступительный взнос: $150 000
Роялти: 5% от оборота ежемесячно
Сейтан – мясо из муки – одно из самых популярных блюд в Eco Buffet. Здесь сделали ставку на вегетарианцев и веганцев, и не проиграли. «Изначально мы планировали создать цех для выпекания пирожков недалеко от офисного центра, но меню расширили за счет других легких вегетарианских блюд», – рассказывает директор Eco Buffet Виктор Лысенко. Это решение оказалось ключевым для бизнеса. Буфет ежедневно обслуживает 300 человек при среднем чеке в 50 грн.
По словам Мирославы Козачук, у этого проекта хороший потенциал, так как он запущен в нужное время и в нужном месте – популярность всего, что связано со здоровым образом жизни, стремительно растет.
«Теремок-union»
Специализация: детский обучающий центр
Компания на рынке с 2009 г.
Старт франчайзинговой программы: 2012 г.
Кол-во собственных точек: 2
Кол-во франчайзи: 1
Вступительный взнос: $10 000
Роялти: 5000 грн. ежемесячно
Развивающих центров для самых маленьких множество. «Но «Теремок» большой, а список занятий в студии самый разнообразный. Это отличает студию от других», – подчеркивает Козачук. Площадь центра 700 кв. м. Он может принять до 500 детей. Методику подготовки детей от 10 месяцев и до 6 лет к школе придумала владелица центра «Теремок-union» Виктория Дубинец.
Программа полного курса дошкольного образования рассчитана на 5 лет. При инвестициях в центр на старте в 400 000 грн., затраты, по оценке компании, окупаются за полгода, а средняя рентабельность вложенного капитала достигает 187%.
«Квітка»
Специализация: продажа и доставка цветов
Компания на рынке с 2010 г.
Старт франчайзинговой программы: 2011 г.
Кол-во собственных точек: 2
Кол-во франчайзи: 1
Вступительный взнос: $55-1000 (зависит от франчайзингового пакета)
Роялти: отсутствует
Первые доставки цветов по Киеву соучредитель компании UFL Алексей Созинов выполнял сам. Сейчас в офисах компании работает 60 человек, а партнеров-флористов больше тысячи. Сеть салонов по доставке цветов по Украине и в мире «Квітка» – проект цветочного холдинга UFL, созданного в 2010 году в результате объединения двух крупных компаний по доставке цветов «Квітка» и UFL.
«Для выполнения международных заказов у нас есть сеть партнеров в разных странах, также нам помогают крупные международные компании из Европы и Америки», – рассказывает Алексей Созинов. Доставка осуществляется день в день.