«Электронный» НДС: проблемы из лучших побуждений
Какие сложности правительство создало бизнесу, желая облегчить его работу.
С 1 января 2015 года в Украине вводится система электронного администрирования НДС. Новый порядок должен исключить возможность формирования фиктивного НДС-кредита, и соответственно, обеспечить повышение поступлений в бюджет.
С другой стороны, для налогоплательщиков одним из главных преимуществ внедрения НДС-счетов, по заявлениям представителей Фискальной службы, должно стать решение существующих проблем с возмещением НДС, и упрощение процедуры его получения из бюджета.
Тем не менее, уже сейчас виден ряд недочетов, которые могут помешать достичь этой последней цели. Вот некоторые из них.
Бессрочные обязательства
С 1 января 2015 года из Налогового кодекса будут исключены нормы, устанавливающие сроки возмещения НДС. Хотя эти сроки в сегодняшних реалиях носят формальный характер и на практике не соблюдаются, их нарушение дает налогоплательщикам больше оснований для истребования надлежащих им сумм возмещения НДС и пени в судебном порядке.
В будущем же задержки, допускаемые налоговыми органами при выплате подтвержденных сумм возмещения НДС, вообще не будут являться нарушением налогового законодательства. Такие изменения явно идут вразрез с заявленными намерениями упрощения и повышения прозрачности процедуры возмещения НДС.
Ограниченный «автомат»
Новым обязательным критерием для получения автоматического возмещения НДС является 12-кратное превышение остаточной балансовой стоимости необоротных активов налогоплательщика над заявленной суммой возмещения. Многим компаниям-экспортерам, основным претендентам на автоматическое возмещение НДС, соответствовать этому критерию будет крайне сложно. У таких компаний суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, нередко, наоборот, превышают стоимость необоротных активов.
Данное требование значительно сужает круг налогоплательщиков, которые смогут претендовать на автоматическое возмещение НДС. Так, трейдеры и торговые дома, основной функцией которых является приобретение и реализация товаров, не будут иметь права на возмещение НДС в автоматическом режиме, что приведет к закономерной необходимости групп укрупнять свой бизнес (переводить производственную и торговую функцию на одно юридическое лицо). Это, в свою очередь, приведет к сокращению рабочих мест, уменьшению налоговых поступлений в бюджет и т.п.
Накладной лимит
С 1 января 2015 года сумма НДС, на которую может быть выписана налоговая накладная, будет лимитирована – если у налогоплательщика будет недостаточно входного НДС, для того чтобы он должным образом выписал налоговую накладную, ему необходимо будет перечислить средства на специальный НДС-счет. При этом если налоговый кредит был заявлен к возмещению (и не возмещен), он не будет учитываться при расчете суммы, на которую налогоплательщик будет иметь право должным образом оформить налоговую накладную.
Это может привести к ситуации, когда у налогоплательщика будет невозмещенная сумма НДС, но ему придется осуществить уплату НДС, то есть перечислить средства со своего расчетного счета на специальный НДС-счет, что приведет к необоснованному вымыванию оборотных средств.
Отрицательный НДC
Потенциальные проблемы создаются для учета отрицательного значения по НДС, задекларированного до 1 января 2015 года. Законом, который регламентирует применение НДС-счетов, установлено, что суммы такого отрицательного значения, не заявленного к возмещению до 1 января 2015 года, будут учитываться в особом порядке, который должен быть разработан.
До появления такого порядка сложно судить о том, какие ограничения будут применяться к такому отрицательному значению. Возможно, они будут касаться права на бюджетное возмещение таких сумм или же их использование для расчета суммы НДС-обязательств к уплате в бюджет за определенный период.
В целом вопросы возмещения НДС являются лишь частью целого комплекса проблем, возникающих при детальном анализе предложенной системы электронного администрирования НДС. До ее внедрения остается еще достаточно времени, которое нужно потратить на разработку и утверждение целого ряда подзаконных нормативных актов. Хочется надеяться, что они будут учитывать интересы не только государства, но и налогоплательщиков.