Loss Leader Pricing
Что такое стратегия ценового лидерства через убыток (Loss Leader Pricing)?
Стратегия ценового лидерства через убыток является маркетинговой стратегией, при которой выбираются один или несколько товаров, а затем продаются по цене ниже их себестоимости с целью привлечения покупателей. Убыточные товары - это та продукция, которая выставляется по цене ниже закупочной (оптовой) с целью приманить внимание потребителей.
Достаточно лишь вспомнить ежегодный праздник Черная Пятница: сейчас он празднуется почти во всем мире. Начиная ровно в полночь и в некоторых случаях на утро после Дня Благодарения (США), розничные точки стремятся продать товары за часть от их розничной цены в надежде на то, что покупатели предпочтут покупку у них в магазине, а не с соседнем.
Многие из них пользуются уловкой: размещают убыточные товары в самом конце товарных рядов и ждут, что покупатели обратят внимание на заветный для бизнеса товар по стандартной цене. И нужно заметить - стратегия вполне действенная.
В продуктовых магазинах вы часто можете столкнуться со большими скидками на молочную продукцию - убыточными товарами для бизнеса. Это связано с тем, что холодильники с ней расположены как раз в самом конце помещения. И даже в тех случаях, когда на молочную продукцию нет скидок, по привычке или по необходимости посетители должны пройти весь путь до нее. Таким образом, бизнес все равно увеличивает средний чек и общую прибыль, даже не используя метод лидерства через убытки.
Метод стратегии лидерства через убытки используется с целью привлечения дополнительных продаж и, как следствие, увеличение общей прибыли компании: если суммировать, то прибыль от продаж стандартной ценовой категории товаров с лихвой покрывает затраты на убыточную продукцию.
Выборочный подход стратегии ценового лидерства
Единственной проблемой при использовании метода лидерства через убытки может стать особый тип потребителей с выборочным подходом. Такие покупатели приходят в магазин именно за дешевым товаром и никаким другим: они не покупают дополнительно, скажем, соки и фрукты, а покупают только молоко с огромной скидкой. И если в вашем бизнесе процент такого типа потребителей высок, стоит задуматься о целесообразности использования метода по лидерству через убытки. Вы также можете ввести ограничение на количество покупаемого убыточного товара относительно одного покупателя и сроков покупки. Например, один посетитель может купить только 1 упаковку молока в течении суток или всех дней, пока длится акция (если она временная).
Возможности и методы стратегии ценового лидерства
В то время, как розничные магазины постоянно пользуются лидерством через убытки, этот способ также можно применить и к процессу маркетинга продуктов. Возьмем, к примеру, компанию по производству бритв и сопутствующих товаров: компания легко может продавать свои станки по убыточной для нее цене. Почему? Зачем делать это все время? Ответ простой: как только потребитель купит ваш станок по низкой цене, он будет снова и снова возвращаться за покупкой лезвий уже по нормальным ценам.
Или специализированные машины по мытью пола: вы можете видеть такие в крупных супермаркетах или в метро. Они очень удобны, но постоянно требуют замены насадок для чистки и полировки пола. Тут то и кроется возможность применить метод лидерства через убытки: компания может значительно снизить цены на сами устройства, но при этом наладить продажу насадок и сделать этот поток постоянным. В конечном итоге бизнес выйдет в плюс и будет иметь постоянные продажи, не нуждающиеся в трате бюджета на маркетинг.
Резюмируем тему убыточных товаров: использования метода лидерства через убытки способно принести немалую прибыль компании в том случае, когда покупатель приобретает дополнительные товары по нормальной цене в тот же раз, когда и убыточные.