Социальное предпринимательство
Что такое социальное предпринимательство?
Социальное предпринимательство занимается деятельностью по разрешению социальных задач и проблем. Оно также известно под названием альтруистическое предпринимательство (редко прим.).
Такой вид предпринимательства базируется и на коммерческих задачах, а на социальных решениях, которые в свою очередь призваны улучшить жизнь общества в конкретном значении. Успех такой деятельности также не может быть измерен лишь в коммерческом плане: он должен прежде всего быть в улучшении постановленной общественной ситуации.
Тем не менее мнения об определении социального предпринимательства расходятся. Некоторые считают, что таковым можно назвать только тот случай, когда ставится задача получать доход от продажи товаров или услуг населению с одновременной целью помощи ему. Другие полагают, что альтруистическим предпринимательством можно назвать только случай работы на благо населению, используя частные и государственные гранты для осуществления своей деятельности.
В первом случае, потребители знают о помощи социальному проекту. Например, покупая продукцию, часть денежных средств идет на поддержку образования в одном из государств Африки и покупатель понимает это. Или, покупая мыло, он помогает детям: часть вырученных денег идет на передачу мыла детским домам.
Бизнес работающий по модели социального предпринимательства привлекает своих потенциальных покупателей возможностью помощи. Последние могут быть заинтересованы в товаре из-за нужды или желания, но именно последующая помощь социальным проектам подталкивает их к совершению покупки и этим сейчас пользуется большинство крупных брендов на рынке.
Примеры социального предпринимательства
Приведем несколько примеров такого рода компаний, которые активно используют работу по модели социального предпринимательства:
- TOMS: С самого начала своего существования компания прибегла к данному типу предпринимательства. Каждый раз, когда кто-то приобретал одну пару их обуви, еще одна пара отправлялась нуждающимся в ней детям и детским организациям. Со временем компания расширила сферу деятельности по данной маркетинговой модели и включила в нее также продажу очков, пляжных сумок и кофе.
- Grameen Bank: Основатель данной компании предложил микрозаймы тем, кто в них нуждался. В последствии в 2006 году он даже получил Нобелевскую премию за свою деятельность.
- Badala.org: Основанный Джоэль Мак Намара сайт предлагает существенную помощь африканским женщинам: он является посредником между их собственноручно созданными товара и покупателями по всему миру. Диапазон разновидностей продукции начинается с украшений и заканчивается кухонными принадлежностями, сделанными из натурального дерева.
Характеристики социального предпринимательства
Согласно Фонду Социального Предпринимательство оно имеет свои характеристики, описывающие его работу:
- Достижение масштабных социальных результатов.
- Фокусировка на прибыли, которая позволит жить деятельности компании на благо обществу.
- Вносить периодические изменения для достижения целей в помощи социальной программе.
- Использование обратной связи с потребителями для модернизации и улучшения работы бизнеса.