Коэффициент финансового левериджа (D/E)
Что такое коэффициент финансового левериджа?
Коэффициент финансового левериджа компании или, коротко, D/E показатель - это соотношение заемных и собственных денежных средств предприятия.
Он рассчитывается по формуле путем деления общего долга компании на общую сумму имеющихся средств, включая средства всех акционеров, если таковые имеются. Чем выше будет ваш D/E показатель, тем сложнее будет вашему бизнесу покрыть расходы и начать работать в плюс.
Например: 200 тысяч рублей долга/ 100 тысяч рублей имеющегося капитала = 2 (D/E показатель)
Показатель D/E для удобства можно выразить в процентах. Для примера выше получится 200%. Это означает, что на каждый рубль имеющихся средств приходится 2 рубля долгов.
На данным момент существует множество способов подсчитать коэффициент финансового левериджа, поэтому важно правильно выбрать какие именно расходы включить в расчет. Разберем несколько типов.
Расчет коэффициента финансового левериджа
Как правило, в расчет коэффициента отношения задолженностей к капиталу включают несколько или все следующие типы долгов:
- Временные расходы;
- Капитальные расходы;
- Кредиты;
- Невыплаченные долги (невыплаченная зарплата, страховые взносы и так далее);
- Различные виды необходимого финансирования со стороны компании.
Что характиризует коэффициент финансового левериджа D/E
Высокий показатель финансового левериджа означает обычно то, что в случае спада потребительской активности предприятию будет крайне сложно удержаться на плаву. Чем он выше, тем выше риски у действующего бизнеса.
Однако, к некоторым видам предприятий такое определение не имеет отношения. Например, капиталоемкие предприятия: они вкладывают большие денежные средства в собственность, землю и оборудование в рамках своей работы. При этом высокий показатель финансового левериджа является нормой для них. Для остальных компаний характерен низкий показатель D/E.
В то время, как владельцы бизнесов вкладывают усилия в уменьшение данного показателя, иногда это не самая лучшая стратегия. Когда компания в течение долгого времени имеет много денежных средств, возможно управление просто не знает, как лучше вложить свои доходы и увеличить рентабельность бизнеса в целом. Каждый случай индивидуален и при грамотном управлении показатель финансового левериджа призван помогать корректировать стратегии развития компании.