Ритейл - Розница
Что такое розница (ритейл)?
Розница (ритейл) - это когда компания продает товар или услугу индивидуальному потребителю для личного использования. Сама транзакция может производиться по любому каналу продаж – онлайн, в традиционном магазине, методом прямых продаж или адресной почтовой рассылки. Определяющим критерием в данном случае выступает то, что покупатель является конечным потребителем.
Типы розничных компаний
Всего в России зарегистрировано несколько миллионов розничных компаний – магазины, рестораны, салоны, автозаправочные станции, станции техобслуживания и многое другое. В этих компаниях занято около сотни миллионов людей, что делает сектор розничных продаж крупнейшим работодателем в частном секторе.
Выделяют четыре крупные категории розничных компаний, в зависимости от того, какие товары они продают:
- Промышленные товары с длительным сроком хранения – бытовая техника, автомобили, мебель.
- Потребительские товары – одежда, обувь, предметы гигиены.
- Продовольственные товары – сырые и готовые продукты, полуфабрикаты, мучные изделия.
- Предметы искусства – картины, книги, музыкальные инструменты.
Внутри этих крупных категорий можно выделить множество видов розничных магазинов. К наиболее распространенным из них относятся:
- Универсальный магазин – один из старейших видов магазинов, который обычно представляет из себя большое по площади торговое помещение, где продаются самые разные товары под одной крышей.
- Розничный гипермаркет – крупная компания, специализирующаяся на одном виде товара, например, электронике.
- Дисконт-центр или магазин низких цен – тот же универмаг, специализирующийся на продаже уцененных товаров или дешевых брендов.
- Магазин-склад – простой, без изысков магазин, реализующий товары со склада по сниженным ценам.
- Частная лавка – небольшой, часто узкопрофильный магазинчик, где за прилавком стоит сам хозяин.
- Интернет-магазин – розничная компания, занимающаяся продажей товаров через интернет с доставкой на дом. Обычно не имеет «физического» торгового помещения.
Финансы в розничной торговле
Схема розничного товарооборота обычно состоит из четырех участников: производителя, который производит товар, оптовика или дистрибьютора, который закупает товар у производителя и распространяет его по розничным компаниям, розничные продавцы, которые покупают товар у оптовиков и конечные потребители. На каждом этапе к стоимости товара прибавляется наценка или маржа, которая входит в конечную цену товара. Производитель рассчитывает себестоимость изготовления единицы продукта и добавляет свою наценку при продаже товара оптовикам. Оптовики делают то же самое, прибавляя свой процент к той сумме, в которую им обошелся товар. А розничные продавцы добавляют свою собственную наценку перед тем, как продать товар конечному покупателю.
Таким образом, товар с себестоимостью 1 рубль может быть продан производителем оптовику за 2 рубля. Последний, в свою очередь, покупает товар за 2 рубля и продает его розничной компании за 4 рубля. А розничный магазин покупает его за 4 рубля и продает конечному потребителю за 8 рублей. Таким образом, все участники процесса зарабатывают на перепродаже.
Пункты продаж в рознице (ритейле)
Для завершения процесса продажи в розничных магазинах традиционно используются кассовые аппараты, с помощью которых кассир подсчитывает общую сумму покупки, принимает оплату, пробивает чек и регистрирует факт продажи. Сегодня в некоторых супермаркетах используются кассы самообслуживания, позволяющие покупателям самостоятельно сканировать товар и производить оплату с помощью банковской карты или наличными. При совершении покупок в интернете покупатели выбирают товар на экране компьютера или телефона, а затем вводят в специальное поле данные банковской карты для проведения платежа.